ПОДЕЛИТЬСЯ
30 октября 2020 | 13:13
"Утро". Как мальчик-алматинец встретил девочку с картины
Прекрасное солнечное утро, стройная девочка в шортиках, готовая после зарядки покорить весь мир. Картину "Утро" киевской художницы Татьяны Яблонской знает, пожалуй, каждый советский человек. Ее репродукции висели едва ли не во всех квартирах страны и печатались в школьных учебниках. Детям приводили юную красотку в пример, а взрослые просто радовались энергетике, которая от нее исходит.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Прекрасное солнечное утро, стройная девочка в шортиках, готовая после зарядки покорить весь мир. Картину "Утро" киевской художницы Татьяны Яблонской знает, пожалуй, каждый советский человек. Ее репродукции висели едва ли не во всех квартирах страны и печатались в школьных учебниках. Детям приводили юную красотку в пример, а взрослые просто радовались энергетике, которая от нее исходит.
А спустя много лет в СМИ появилась сказочная история любви обычного казахского мальчика, ставшего впоследствии художником, к той самой девочке с картинки. По рассказам, он любил ее с детства, а потом случайно встретил в университете. Конечно, его счастью не было предела.
На деле эта история звучит немного иначе, но от этого не становится менее красивой. Того самого художника уже нет в живых, но его вдова рассказала корреспонденту Tengrinews.kz, как все было на самом деле.
Героиней знаменитой картины стала дочь художницы Татьяны Яблонской Елена. Девочке было 13 лет, когда мама написала ее портрет. Через пару лет работа стала популярной и разошлась по газетам, журналам, книгам.
Елену внезапная слава совсем не трогала. Напротив, девочка ее стеснялась, порой скрывала имя своей матери: хотела проявить себя сама. Как и родительница, она занималась творчеством. А потом поступила в художественное училище. И опять же, чтобы всего добиться самой, выбрала Москву, а не родной Киев.
Советская Москва всегда была центром культуры, сюда съезжались учиться со всего СССР. Там оказался и молодой художник из Алма-Аты Арсен Бейсембинов. Несмотря на большой конкурс, он поступил в Строгановское училище и попал в одну группу с Еленой.
"Мы с первого дня сидели за одной партой. Он сразу мне понравился", - признается Елена сегодня, спустя ровно 60 лет.
Но встречаться молодые люди начали не сразу. Сначала они гуляли по любимой Москве, ходили в библиотеки, галереи, театры. Много спорили об искусстве, смеялись, вместе занимались спортом и наслаждались прекрасным временем.
Однако милая и улыбчивая девушка сразу приглянулась не только Арсену.
"Тогда в Строгановке учились три алматинца, и все трое за мной ухаживали. На летних каникулах они пригласили меня в гости. Мы потом долго шутили о том, что я до последнего не знала, у кого в гостях остановлюсь. Хотя для себя я, конечно, решила, что это будет Арсен. Он был очень красивым, талантливым и умным", - вспоминает художница.
И только тогда Арсену открылась тайна маленькой репродукции, вернее, газетной вырезки, висящей на стене в его квартире.
"Захожу я в квартиру, а на стене висит "Утро". И даже не в его комнате. От неожиданности я говорю, что это я. Не знаю, знала ли его семья, что это за картина. Но мы никогда не акцентировали на этом внимания", - улыбается художница.
Алма-Ата пленила Елену, и девушка с легкостью согласилась здесь остаться. Спустя два года, в 1962-м, у нее и Арсена родился сын. Супруги прожили вместе 40 лет, вместе иллюстрировали книги, работали в кино.
Арсена не стало в 2000 году, его разбил паралич. До последней минуты она была с ним рядом.
Сейчас женщина живет одна под Алматы, продолжает работать, говорит, что без этого не может. Всю жизнь она и ее супруг посвятили творчеству, работали в "Казахфильме". Картины Елены находятся в музеях и частных коллекциях разных стран мира. И она, и Арсен раньше часто выставлялись.
А то самое "Утро" сейчас находится в Третьяковке. В 2007 году в Астане (ныне Нур-Султане – примечание) была выездная выставка галереи, и Елена была на ней почетным гостем.
"Но званий ни я, ни муж так и не получили. А у нас ведь заслуги художника именно так и определяются. Мама говорила, что меня должны как-то отметить, но нет.
Сейчас я ни с кем из художников не общаюсь. Как-то раз, уже после смерти Арсена, я уехала в Киев, потому что мама сильно заболела, и за это время меня вычеркнули из списков Союза художников. Сначала я расстроилась, но что делать. Да и сейчас, правда, это уже неважно: корочка раньше давала право на работу, мастерскую и квартиру, а сейчас это просто бумажка".
Вспоминая свою жизнь с Арсеном, Елена улыбается:
"Есть правда, а есть сказка. Сначала я злилась на то, что нашу историю приукрасили. Но потом подумала, что раз людям нужно чудо, пусть будет. Может быть, в этом и есть своя логика: красивая девочка на стене и будущий художник".
Показать комментарии
Читайте также