ПОДЕЛИТЬСЯ
08 декабря 2019 | 10:28
"Стриптиз наоборот". Казахстанская художница рассказала о скандальной выставке в Бишкеке
Казахстанская художница Зоя Фалькова рассказала корреспонденту Tengrinews.kz о том, как проходила выставка с участием обнаженной женщины в Бишкеке. Зоя тоже представила на Feminnale свой арт-объект, который после скандала убрали из музея.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Казахстанская художница Зоя Фалькова рассказала корреспонденту Tengrinews.kz о том, как проходила выставка с участием обнаженной женщины в Бишкеке. Зоя тоже представила на Feminnale свой арт-объект, который после скандала убрали из музея.
Зоя Фалькова - художница из Алматы. Она была свидетелем того, что происходило в музее Бишкека во время открытия выставки Feminnale. По ее словам, о перфомансе датской художницы Джули Савери заранее не говорили - это стало для гостей сюрпризом.
"Многие думают, что Джули разделась в музее. Но это не так - она, наоборот, оделась. Перед выставкой она разложила предметы одежды по залу на определенном расстоянии друг от друга. Затем вышла обнаженная в зал и стала медленно и красиво одеваться, двигалась очень грациозно и пластично, как будто даже задумчиво. После каждого предмета одежды она как бы позировала какое-то время перед воображаемым художником - этакий стриптиз наоборот. Это длилось 20-25 минут", - вспоминает Зоя.
Смелый Перфоманс Джули был посвящен проблеме прав работниц секс-индустрии.
Фото с сайта 24.kg
Сама Фалькова тоже представила на Feminnale свой арт-объект - боксерскую грушу в форме женского торса. Таким образом художница пыталась поднять проблему женской гендерной социализации и домашнего насилия.
"Своим арт-объектом я хотела задать вопросы, заставить людей задуматься. Может и должно ли женское тело быть грушей? Почему так происходит? Не потому ли, что все вокруг говорят женщине, что она что-то каждому должна? Отсюда и название - Evermust", - говорит Зоя.
Фото Romovayababa.com
По ее словам, выставка прошла спокойно.
"В зале было много людей, но никто не возмущался, не кричал. Перфоманс Джули все восприняли адекватно. Но через какое-то время произошел скандал - его устроили в министерстве культуры, информации и туризма Кыргызстана. Некоторые арт-объекты, в том числе мой, "отцензурировали" и перенесли в другое место. Сейчас моя груша находится в коворкинг-центре Ololo в Бишкеке", - говорит Фалькова.
Фото Romovayababa.com
"Я возмущена тем, что правительство, которое должно работать в интересах культуры и искусства, наоборот, препятствует его развитию. Всего несколько недель назад Кыргызстан заявил, что поддерживает гендерное равенство. Также он ратифицировал программу устойчивого развития ООН до 2030 года, в которой тоже есть пункт про гендерное равенство. А теперь само же правительство эти обещания нарушает, при этом в запретах не дает никаких отсылок к закону. Министерство самовольно цензурирует работы художниц - это позор на весь мир", - возмущается Зоя Фалькова.
Ни сама Зоя, ни ее коллеги по Feminnale, не считают выставку слишком смелой для стран Центральной Азии.
"В Казахстане такую выставку отцензурировали бы, наверное, еще на этапе подготовки, постарались бы как-то это все замолчать, чтобы не было скандала. Но я не понимаю, почему мы должны подчиняться патриархальному укладу жизни, который до сих пор царит в наших странах? Почему мы, работники искусства, должны слушать уятменов, которые к искусству не имеют никакого отношения?" - резюмирует казахстанская художница.
Выставку Feminnale организовали в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева в память о 17 женщинах, которые сгорели 27 августа 2016 года в московской типографии. 14 из них были трудовыми мигрантками из Кыргызстана.
Свои работы на экспозиции представили 56 художниц из 22 стран. Все они выступили против гендерного неравенства и насилия в отношении женщин.
После разразившегося скандала директор бишкекского музея Мира Джангарачева написала заявление об уходе. По словам Зои Фальковой, ей пришлось покинуть должность под давлением праворадикальных групп.
Показать комментарии
Читайте также