ПОДЕЛИТЬСЯ
08 января 2020 | 09:10
"Покупали мяч всем двором". История одного фото
Один перештопанный мяч на весь двор, хоккей на льду без коньков и одинаковые шапки - как жили дети начала 2000-х годов? Историей фото тех времен поделился с корреспондентом . карагандинец Владимир Зуев.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Один перештопанный мяч на весь двор, хоккей на льду без коньков и одинаковые шапки - как жили дети начала 2000-х годов? Историей фото тех времен поделился с корреспондентом . карагандинец Владимир Зуев.
С неяркой фотографии 1998 года на нас смотрят шестеро мальчишек в почти одинаковых шапках и мешковатых куртках. Верхняя одежда, по сути, отличается только цветом, и то несильно. Сам Владимир сидит на корточках справа в нижнем ряду. Все остальные ребята - его друзья по двору. Мальчишкам на снимке не больше 11-12 лет.
Видно, что они собираются играть в хоккей, в руках у них клюшки. Возникает вопрос: почему не у всех?
"Время было трудное, и позволить себе такую роскошь могли не все, поэтому их использовали по очереди. У вратарей и вовсе их никогда не было. Мне родственник подарил изогнутую клюшку от хоккея с мячом, и я приноровился играть с ней в хоккей с шайбой. То же самое с коньками: их не носили даже те, у кого они были. Такая вот солидарность. Полем была заледеневшая дорога во дворе, машин ведь мало было", - улыбается Владимир.
А летом у друзей было другое развлечение - футбол. И вновь здесь на выручку приходила детская смекалка.
"Мы скидывались и покупали всем двором мяч. Надолго его не хватало, поэтому его штопали кожаными квадратиками много раз. Хранился он у капитана команды, потому что только у него был насос. Вместо футбольной формы всем двором купили себе черные шорты и футболки Adidas, прикрепили сзади желтые номера, из носков сшили гетры. Играли командами двор на двор", - вспоминает карагандинец.
Два футбольных поля дети расчерчивали сами. Сейчас на месте игр красуются новые высотки.
"Вообще, с утра до ночи мы были на улице, только на уроки и сериалы типа "Боишься ли ты темноты" прерывались. Представьте: сидишь ты дома и видишь, как твои друзья еле-еле тащат огромный бетонный столб по апрельской грязи, чтобы соорудить ворота для игры. Ну как тут усидишь?"
Сохранились у Владимира Зуева и другие фотографии того периода. Глядя на одну из них, мужчина вспоминает, как оригинально прогуливал школу в третьем классе: зимними морозными днями в третьем классе он шел на стройку рядом с домом, чтобы почитать роман Жюля Верна. Через неделю его поймали, и мальчику пришлось снова ходить на нелюбимую математику. Это не отбило у него желания помогать с прогулами друзьям. На снимке запечатлен как раз такой момент: друг Владимира Шурик вместо урока пришел к нему домой смотреть видик.
"Мама целыми днями была на работе, дедушка почти ничего не видел и не слышал, поэтому не обращал внимания, кто ко мне приходит. Лучшему другу я писал записки в школу, копировал почерк и подпись его мамы. Вскоре он попался, сильно тогда влетело. Тем не менее ко мне домой прогуливать приходили потом его брат и сестра - вся династия, можно сказать, пряталась в моей квартире. Мы в настольные игры играли, слушали музыку на кассетниках, что-то конструировали вечно. Мы до сих пор все дружим семьями", - улыбается мужчина.
На следующем фото друзьям уже по 15-16 лет - время новых переживаний, впечатлений, эмоций, первой любви и знакомства со вкусом алкоголя. Его парни впервые попробовали на той самой стройке, где когда-то Владимир читал Верна. Вообще, развалины недостроенного садика были любимым местом всей округи. Детей не пугали даже убийства, которые там периодически происходили.
"Обратите внимание на наши шапки, если в раннем возрасте были "мешки", то сейчас появились вот такие - серые, не знаю, как их назвать. А летом мы все поголовно носили бейсболки-сеточки. Когда мне родственник из Германии прислал современную, полностью закрытую кепку, я поморщился: какая она немодная. А оказалось, что очень модная, просто до нас этот тренд еще не дошел. Когда они стали появляться в нашем городе, я понял, как был неправ".
Владимир Зуев - художник-иллюстратор. Свой талант он сумел раскрыть благодаря самому старшему своему другу - отцу одноклассницы дяде Саше.
"Ему тогда было за 40, но после случайного знакомства мы с ним как-то сразу сдружились. Он меня учил рисовать, работать с цветом, а я его вдохновлял своей трудоспособностью. Он был инвалидом и почти не выходил из дома, находился в депрессивном состоянии. Но, бывало, посмотрит, что я за неделю 20 картин готовлю, и тоже начинает творить. Ни у кого и мысли плохой не было, мама, наоборот, радовалась, что он на меня так хорошо влияет. Мы дружили 10 лет - до самой его смерти..."
Свою память - десятки стареньких фото - Владимир хранит в распечатанном виде. Все снимки сделаны на "мыльницу", и это, по мнению мужчины, тоже важный символ эпохи.
"Сам процесс создания фото был волнительным: ты покупаешь пленку, знаешь, что у тебя всего 36 кадров, каждый из них бережешь. Пленку сворачиваешь как можно аккуратнее, чтобы не засветить. Потом бежишь в магазин, проявляешь, выбираешь снимки и понимаешь, что почти все получились на удивление удачно. Печатаешь каждый несколько раз, чтобы не только себе оставить, но и отправить родным".
Редакция Tengrinews.kz обращается к читателям. Вы тоже можете поделиться своими архивными фотографиями и историями - присылайте их на редакционный WhatsApp-номер +7 777 001 44 99 либо электронный адрес tnews@mail.ru с пометкой "История одной фотографии".
Показать комментарии
Читайте также