08 марта 2020 | 10:45

Пожары, оползни, ДТП. Как живет единственная вертолетчица-спасатель Казахстана

Аида Жунусова Журналист
Фото: Досжан Балабекұлы 

Тихий скромный голос, застенчивая улыбка, милые ямочки на щеках. Ее называют хорошей домохозяйкой и образцовой мамой. Трудно поверить, что на работе эта хрупкая женщина превращается в настоящего героя-спасателя, вслепую летающего среди горящих степей и вытаскивающего людей из разбитых авто. Об одной из самых храбрых женщин Казахстана, ученице легендарного летчика-истребителя Василия Жовтого, читайте в материале Tengrinews.kz.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Тихий скромный голос, застенчивая улыбка, милые ямочки на щеках. Ее называют хорошей домохозяйкой и образцовой мамой. Трудно поверить, что на работе эта хрупкая женщина превращается в настоящего героя-спасателя, вслепую летающего среди горящих степей и вытаскивающего людей из разбитых авто. Об одной из самых храбрых женщин Казахстана, ученице легендарного летчика-истребителя Василия Жовтого, читайте в материале Tengrinews.kz.

34-летняя Акерке Шопатаева - единственная женщина - пилот вертолетов "Казавиаспаса". В ее обязанности входит эвакуировать людей с места ЧП, перевозить пострадавших, тушить пожары. Поиск с высоты без вести пропавших - тоже ее работа. Ей женщина отдает всю себя вот уже 11 лет.

Реклама
Реклама

Фото ©Досжан Балабекұлы

Акерке признается, что в небе чувствует себя спокойно и свободно. Но так было не всегда. Свой первый полет женщина вспоминает с улыбкой. Тогда она была совсем еще девочкой и даже не думала, что когда-нибудь станет пилотом.

"Я с детства увлекалась спортом, ездила на соревнования. Поэтому когда к нам в школу пришел инструктор и пригласил в аэроклуб, то я сразу загорелась. Думала, что мама будет против, но она меня поддержала. Возможно, потому что у нас в семье есть пример: мой дядя работает в авиации", - делится Акерке.

В аэроклубе инструктором школьницы был легендарный летчик-истребитель авиаполка "Нормандия-Неман", участник Великой Отечественной войны Василий Жовтый.

В Алматы простились с летчиком-истребителем Василием Жовтым

"Для нас он был богом неба, практически святым, - грустно улыбается девушка. - Сначала была теория, во время которой я в голове прокручивала каждое свое действие за штурвалом. Но когда я оказалась в кабине с инструктором, то мне стало очень страшно. Сердце колотилось. Земля ушла из-под ног не только в буквальном, но и в переносном смысле. Но в ту же минуту я поняла, что хочу посвятить свою жизнь авиации".

Вскоре она поступила в авиационный колледж. В группе Акерке была единственной девушкой, и мужчины отказывались воспринимать ее всерьез. Однокурсники часто над ней подшучивали, а преподаватели уговаривали стать диспетчером.

"Конечно, для них это было чем-то необычным, вот и реагировали так. Я все прекрасно понимала и относилась к таким разговорам спокойно", - вспоминает Акерке.

После учебы трудности не закончились. Несколько лет девушка просто не могла найти работу.

"Меня везде мягко "отшивали". Говорили, что ищут опытных сотрудников, но на деле никто не хотел связываться с женщиной. А потом меня неожиданно пригласили в "Казавиаспас". Не могу передать, что тогда чувствовала, как будто снова первый полет пережила. Помню, директор сказал: "К сожалению, вакансий второго пилота самолета нет, зато нам нужны люди для управления вертолетами. Согласна?". Я не думала ни минуты, ответила: "Хоть на метле, лишь бы в небо", - говорит Акерке.

Фото ©Досжан Балабекұлы

Пилот, инженер, модель. Что известно о самом красивом мужчине из Нур-Султана

С тех пор женщина-пилот пережила и увидела многое. Но больше всего ей запомнились первые вылеты.

"Тогда в Алматинской области случилось массовое ДТП, тяжело пострадали пассажиры сразу нескольких машин. Никогда не забуду эти груды разноцветного металла, из которых наши коллеги буквально вырезали людей. В одной из машин ехала пара с ребенком. Мама умерла по дороге в больницу. Но весь полет малыш плакал, тянулся к ее накрытому телу. Я раньше с такими вещами не сталкивалась, долго потом приходила в себя", - делится Акерке.

Фото: Досжан Балабекұлы

Еще один случай, который запомнился Акерке, произошел в горах Заилийского Алатау после сильного оползня. Пострадали несколько человек. Вертолет "Казавиаспаса" должен был эвакуировать геодезистов, но посадить его было негде.

"Мы кружили, но приземлиться так и не смогли. Нам пришлось "зависнуть" на одном колесе в узком ущелье. В таком режиме "висения" забирали пострадавших, нам помогал оперативно-спасательный отряд. Было страшно, но мастерство командира вселили в меня веру", - вспоминает Акерке.

Нередко ей приходится тушить масштабные пожары.

"Помню, как в Талдыкоргане горели поля, огонь полыхал со всех сторон. Нужно было хоть как-то утихомирить пламя, чтобы оно не дошло до населенного пункта. Огонь мы тушили два дня без передышки, совершили 40-45 циклов забора и слива воды. Был сильный ветер, в дыму управляли вертолетом почти вслепую. Это был напряженный полет и самый крупный пожар за время моей работы", - рассказывает женщина-пилот.

Однако работа подарила ей не только возможность быть полезной и летать. Здесь она встретила своего будущего мужа Азамата. Тогда он работал бортмехаником тех же вертолетов, на которых летала сама Акерке. Иногда пару ставили в один экипаж, и они не расставались даже в небе. Сейчас супруги воспитывают троих детей: 10-летнего сына и двух дочек восьми и четырех лет.

Акерке с супругом Азаматом

"Муж сейчас работает в другом месте, но нам всегда есть о чем поговорить. Конечно, он хочет, чтобы я больше времени проводила с семьей, но никогда не давит, понимает меня. За это я ему очень благодарна. А дети... Дети будут сами выбирать свой путь. Моя работа опасна, но если кто-то из них захочет связать себя с ней, то я не буду препятствовать. Ведь если нам суждено погибнуть, то это может произойти и возле подъезда, когда ты того совсем не ждешь".

Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram