Сегодня многие крупные компании считают помощь и поддержку нуждающимся необходимой частью своей работы и жизни. Но мысль о том, что участники казахстанского рынка разрабатывают благотворительные программы с таким же вниманием, с каким создают свои бизнес-стратегии, достаточно нова.
На международной конференции EMBRAS-2020, прошедшей в Ташкенте, Beeline Казахстан участвовал в конкурсе с кейсом о своей корпоративной волонтерской программе «Жылы Жүрек». Проект был признан одним из лучших в номинации «Добрые дела» и получил второе место. Отметим, что в этой номинации соревновались инициативы социальной направленности, нацеленные на поддержку местного сообщества, волонтерскую деятельность и благотворительность, подразумевающие активное вовлечение в проект сотрудников.
Employer Brand Award – это серьезное событие в области бренда работодателя и HR индустрии, которое объединяет специфику рынков множества стран. В конкурсе участвуют бренды, создающие такие ценности, как забота о развитии своих сотрудников, формирование привлекательных условий работы, инвестирующие в развитие и улучшение корпоративных культур.
Также за уникальную корпоративную культуру награду Embras получил проект Beeline «Счастье с доставкой». Во время пандемии всем сотрудникам компании на дом доставили «наборы заботы» с самым необходимым - масками, санитайзерами, витаминами. По желанию можно заказать доставку рабочего кресла, а еще все сотрудники могут за счет компании пользоваться услугами такси. Такая поддержка своих людей во время локдауна победила в номинации «Открытый диалог». А Тахмина Кодири, директор по персоналу Beeline Казахстан, была признана HR-лидером 2020 года. Все это говорит об уровне работы с внутренним клиентом Beeline и о том, что компания считает социальную ответственность одним из приоритетных направлений своей деятельности. При этом умеет мотивировать своих сотрудников помогать другим, а главное – учит делать это правильно. Но начнем с самого начала.
Менеджер по корпоративной социальной ответственности Beeline Казахстан Анар Жумагулова уверена, что социальная ответственность и корпоративная культура современной корпорации неразрывно связаны.
“
Истоки волонтерской программы - в 2008 году, тогда она называлась «Отзывчивые сердца». Несколько сотрудников начали ходить в алматинский детский дом «Жануя». В нем было много детей и с особенными потребностями, с серьезными проблемами со здоровьем. Посещать их было непросто: общаться с такими детьми психологически очень сложно. Детям в детских домах меньше всего нужны подарки и сладости – особенно в дни праздников таким вниманием они не обделены. Они очень нуждаются в регулярном, не разовом общении. Сегодня в каждом регионе у «Жылы Жүрек» есть подшефные организации, и своим волонтерам мы транслируем именно эту мысль – в разовых инициативах нет пользы, нужен системный подход.
Почему корпоративное волонтерство – это важно?
Исследования последних лет показывают, что чем выше у компании уровень корпоративной ответственности, чем чаще компания занимается добрыми делами и делает социальные инвестиции – тем она востребованнее и привлекательней как работодатель. Особенно у молодежи.
“
При устройстве на работу многих интересует вопрос – что компания делает в области волонтерства, кому помогает? Это говорит о том, что общество меняется, у людей появился ресурс и активное желание помогать. Об этой помощи стали говорить, ее стали поощрять и это отличный тренд.
В начале года разрабатывается план действий, чтобы добрые дела были системными и согласованными. Например, так «Дни донора» переросли в «Месячник донорства» - он стартует обычно в штаб-квартире Beeline: в офис в Нур-Султане привозят специальное оборудование, конференц-зал переоборудуют в кабинеты по сбору крови, в которые приглашаются все желающие. Стало традицией, что одним из первых кровь сдает СЕО Beeline. Все активно транслируется по внутренней соцсети, затем к акции подключаются регионы. Поддержка и участие топ-менеджмента неоценимы – это очень вдохновляет сотрудников. Также в компании работают программы «День защиты детей», «Дорога в школу», «Добрый Новый год», «Безопасный интернет», весной и осенью субботники и посадка деревьев, благотворительные аукционы, сборы средств, одежды, обуви для малоимущих.
“
В «Жылы Жүрек» я пришла в 2015 году, решив стать полезной другим не только делая пожертвования – захотелось более качественно применять свой опыт личного волонтерства. Для меня всегда было нормой помогать, я придерживаюсь мнения, что даже 100 тенге могут помочь в общем сборе пожертвований, даже простой репост нужной информации способен помочь. Сегодня наша волонтерская деятельность заключается в оказании помощи подшефной организации и подшефным деткам: покупаем спортинвентарь, организуем праздники, встречаемся с семьями, которым помогаем. Всегда стараемся охватить подарками и мероприятиями 1 июня, Новый год, а к 1 сентября в рамках акции «Дорога в школу» собираем детей в школу. Собираем вещи по сезону и отвозим их в «Магазин добрых дел» или адресно. В «Жылы Жүрек» я выросла эмоционально, научилась соизмерять свои возможности с желанием помочь и вести за собой людей.
О мотивации
Ежегодно компания проводит Слет волонтеров. 2020 по понятным причинам стал исключением. На слет приезжают самые активные волонтеры, приглашаются блогеры, журналисты. Проводятся мастер-классы, встречи с экспертами в области благотворительности и не только казахстанскими. В разные годы гостями слета были Аружан Саин, Адель Смит, Гвидо Трезани, Светлана Пугач, Марина Чейшвили. Кроме обучения в программы слета обязательно включается посещение подшефного социального учреждения, в котором волонтеры проводят затем весь день: сажают цветы, деревья, проводят субботники, вместе с детьми рисуют, танцуют, становятся зрителями детского творчества.
“
Когда мы начали во внутренней корпоративной сети рассказывать о наших посещениях детского дома в Алматы, посыпались отклики из регионов: «а мы в Актобе тоже это делаем», «у нас в Павлодаре группа из трех человек», «нам в Усть-Каменогорске удобнее работать вот так». Стало понятно, что волонтеры есть в каждом регионе, только они занимаются этим отдельно от Beeline, и лучше их объединить в одно движение. В 2014 году это движение наконец приняло общебилайновское значение, было написано и утверждено Положение о волонтерстве, а «Отзывчивые сердца» стали большой корпоративной программой «Жылы Жүрек».
На слете волонтеров ежегодно определяются и награждаются ценными подарками и дипломами три самых активных по итогам года волонтера, награждается и лучший волонтерский офис.
“
Самый активный офис назвать сложно. По количеству волонтеров, конечно, лидируют Нур-Султан и Алматы – в этих городах самый большой штат. Однако в процентном соотношении часто более высокую вовлеченность показывают и регионы. Когда публикуются отчеты, когда сотрудники делятся эмоциями, выкладывают трогательные фотографии – это вдохновляет и вовлекает коллег.
Кстати, в рамках Положения о волонтерстве каждый активный волонтер, кроме 28 дней отпуска, имеет право на два дополнительных дня отдыха.
Цифры: в 2008 году в алматинском офисе Beeline было не более 10 сотрудников-волонтеров и по 2-3 волонтера в регионах, причем не во всех. Сейчас это 16 волонтерских ячеек по всему Казахстану, более 6 активностей ежегодно, в которых участвует более 1000 сотрудников Beeline.
“
Отлично помню, когда в компании активизировалось движение «Жылы Жүрек», которое я с удовольствием поддержал. Помню наши первые инициативы. Но сильнее этим вопросом я проникся в начале прошлого года, после того, как наше руководство сообщило, что акционеры компании ставят задачу сфокусироваться на социальных проектах. И я постарался активно поучаствовать лично. Особенно запомнился наш «Добрый Новый год». Так я, можно сказать, прошел инициацию, и с тех пор стараюсь помогать тому, кто в этом нуждается, постоянно.
В декабре 2020 года в марафоне «Добрый Новый Год» приняли участие сотрудники всех филиалов и офисов Beeline. Подарки, поддержку и помощь в канун нового года получили от «Жылы Жүрек» более 350 детей, десятки нуждающихся семей и социальных учреждений.
Важно прислушиваться к благополучателям и по возможности точно отвечать на их запрос, чтобы помощь была нужной. Такова этика волонтерства и благотворительности, и в Beeline этому обучают.
Важно прислушиваться к благополучателям и по возможности точно отвечать на их запрос, чтобы помощь была нужной. Такова этика волонтерства и благотворительности, и в Beeline этому обучают.
“
В 2020 году мы не могли выйти на субботники или сдать кровь – но нам удалось собрать множество б/у вещей, игрушек, книг в специальные боксы, которые отправились либо в Клубы добряков, либо в наши подшефные семьи. В чатах «Жылы Жүрек» можно узнать, какие вещи требуются тем или иным подшефным, и после сортировки необходимое отправляется к ним. Бывает, что подшефному учреждению к Новому году нужны не игрушки, а, например, новый холодильник. Обзвонив семьи, выясняешь, что детям нужны пуховики или сапожки, лекарства. Составляем список, отвозим адресно. Здесь нужен контакт, а не галочки, реальная польза, а не желание «причинить радость».
В 2020 году в Beeline организовали онлайн-аукционы, в них можно было поучаствовать в двух форматах – или предоставить для продажи какую-то ценную вещь, например, книгу с автографом автора, редкий телефон, либо приобрести один из лотов. Например, особой популярностью среди сотрудников алматинского офиса пользовался необычный лот – поездка на Tesla до Медеу и обратно. Аукционы собрали в целом более тысячи долларов, которые отправились на нужды первого детского хосписа города Алматы, в фонд «Здоровая Азия». Хоспис как раз переезжал из маленького помещения в более просторное, куда на эти деньги купили необходимую бытовую технику.
Нагима Плохих
Руководитель общественного фонда «Здоровая Азия» и основательница хосписа для онкобольных детей
Детский хоспис не получает государственного финансирования и реализует свою деятельность за счет пожертвований простых граждан Казахстана. Помощь оказывается не только жителям Алматы и области, но и семьям со всей страны.
В состав паллиативной выездной службы входят врачи разного профиля, медсестры, добровольцы, социальные работники, которые оказывают родителям бытовую, медицинскую и социальную помощь. Например, социальные работники помогут заполнить документы, оформить льготы. Ведь зачастую родители тяжелобольного ребенка даже не знают о существовании каких-либо льгот, или знают, но у них нет возможности оставить ребенка и уйти оформлять льготы, потому что все это требует времени и больших душевных сил.
Beeline и его сотрудники помогают нам уже много лет. В прошлом году «Жылы Жүрек» полностью закрыл потребность хосписа в бытовой технике – это большая реальная поддержка. Океан любви начинается с капель добра, и мы благодарны всем, кто имеет неравнодушное сердце и готовность помочь.
В состав паллиативной выездной службы входят врачи разного профиля, медсестры, добровольцы, социальные работники, которые оказывают родителям бытовую, медицинскую и социальную помощь. Например, социальные работники помогут заполнить документы, оформить льготы. Ведь зачастую родители тяжелобольного ребенка даже не знают о существовании каких-либо льгот, или знают, но у них нет возможности оставить ребенка и уйти оформлять льготы, потому что все это требует времени и больших душевных сил.
Beeline и его сотрудники помогают нам уже много лет. В прошлом году «Жылы Жүрек» полностью закрыл потребность хосписа в бытовой технике – это большая реальная поддержка. Океан любви начинается с капель добра, и мы благодарны всем, кто имеет неравнодушное сердце и готовность помочь.
Волонтерские программы должны прежде всего фокусироваться на том, что хотят делать сотрудники. Важно давать возможность работать в нескольких направлениях – должен быть выбор, считают в компании. Очень важно, чтобы сотрудники понимали, что к ним прислушиваются, а компании важен не только бизнес-результат. Результаты такой работы видны по eNPS сотрудников (employee Net Promoter Score, с английского «чистый индекс лояльности сотрудников») – это индекс для определения соотношения групп лояльных и нелояльных сотрудников. Сотрудников, чья лояльность растет, в Beeline все больше, и в 2020 году он вырос до небывалых размеров. Значит, забота о внутреннем клиенте (куда вошли и волонтерские проекты, и забота о каждом работнике во время пандемии) в Beeline Казахстан по-настоящему работает
Некоторые результаты опроса сотрудников Beeline на тему волонтерства:
В списке различных направлений волонтерства лидирующие позиции занимают помощь детям с особенными потребностями, помощь малообеспеченным семьям и посадка деревьев.
Среди самых популярных волонтерских мероприятий, в которых уже поучаствовали сотрудники Beeline, отмечены «Добрый Новый Год», «Дорога в школу» и «Безопасный интернет»
На вопрос о возможном оказании дополнительной помощи большинство волонтеров выбрало выезд на закуп, следующий по популярности ответ – готовность делать фотографии с мероприятия, замыкает тройку предоставление автотранспорта.
Решающим фактором при принятии решения стать волонтером большинство опрошенных считают наличие свободного времени и потребность делать добрые дела, также важной причиной стали интерес к волонтерской деятельности как таковой и наличие опыта в определенной сфере.