Сарсен Шакибаев, лидер объединения "Поколение - дети войны" в Актобе рассказал, как жили во время войны женщины и дети и как эти дети живут сейчас. Пенсии не хватает на коммунальные услуги, лекарства, продукты, проезд в автобусах, пишет газета "Диапазон".
Сарсен Шакибаев, лидер объединения "Поколение - дети войны" в Актобе рассказал, как жили во время войны женщины и дети и как эти дети живут сейчас. Пенсии не хватает на коммунальные услуги, лекарства, продукты, проезд в автобусах, пишет газета "Диапазон".
Отмечается, что пенсионеры решили объединиться в организацию "Поколение - дети войны". Их цель - защита интересов пожилых людей, чье детство выпало на годы войны и послевоенные годы. Они также хотят добиться введения статуса "дети войны", который давал бы право на льготы.
"60-70 процентов пожилых людей, которые живут в Актобе, - сельские пенсионеры. Пенсия у них низкая. Как жить на 47 тысяч тенге? Люди не могут купить себе лекарства, оплатить комуслуги, бешбармак некоторые едят раз в месяц, не могут мясо купить. По 20 тысяч отдают за лекарства, которые надо пить годами. Сердечникам бесплатные препараты выписывают, но их не получить. То тендер не прошел, то не поступили… А какую жизнь люди прожили? Все, чем владеют сегодняшние олигархи, создано руками этих стариков. У них были голодное детство, юность, они поднимали страну после разрухи, трудились в войну и после нее. Почему этих людей не наделить статусом? Не закрепить это в законе?" - говорит Серсен Шакибаев.
Он добавил, что статус "дети войны" есть в России, Беларуси, Чехии, Польше и других странах, в Казахстане - нет. "Мы решили не по одному защищать свои интересы, а объединиться. С осени прошлого года занимались регистрацией организации. Волокиты было много. Нужно было 10 учредителей. Ими стали активные аксакалы города. Меня выбрали председателем. Мне 79 лет. Я зооинженер. Задачи нашей организации - защита интересов тех, был несовершеннолетним на начало войны, родился во время войны и в годы восстановления народного хозяйства - людей, родившихся с 1930 по 1950 годы", - отмечает Шакибаев.
"Из нашего поселка Бадамша в Темирском районе на фронт ушли 55 мужчин, вернулся 21. Мы, дети, убегали подальше от аула, чтобы не слышать плачь, который стоял, когда к нам приезжал почтальон.
Нашу жизнь жизнью не назовешь. Обуви нет. Зимой тряпку намотаем, бежим в школу. Эта тряпка, как не мотай, все равно развязывалась. Придешь - пальцы красные, а там земляной пол холодный, сверху солома. Печку топили камышом, он быстро сгорал. Единственным местом, где можно было погреться, была кузня. Я все время туда ходил, помогал, там начал работать", - вспоминает пенсионер.
Он рассказал, что рацион в то время был скудный и все время хотелось есть. "Питались молотой рожью с водой. Соли не было. У людей началась цинга. Стали выпадать зубы. Однажды к нам приехал врач, по его приказу зарезали одну корову, разделили ее на 60 семей. Даже шкуру делили по сантиметрам, ее тоже ели. 200 голов коров в поселке было, молоко шло на фронт, ничего нельзя было оставлять. Если корова пала, был скандал, разбирались. Летом было проще. Мы питались тем, что растет в степи - щавелем и прочим. Но все детство я хотел кушать. Сахар я попробовал в 10 лет", - также рассказывает Шакибаев.
Он добавил, что и в послевоенное время было много сложностей. "После войны с 6 утра мы стояли в очереди за хлебом, его взвешивали по граммам, выдавали по талонам. Если по весу кусочек докладывали, мы съедали по дороге. Большой кусок трогать было нельзя. Дома хлеб делили на всех. Хлеб был черный, кисловатый, но до того вкусный", - говорит лидер объединения "Поколение - дети войны".
По его словам, вступить в новую организацию могут все желающие, кто относит себя к детям войны. Членских взносов у них нет.