Казахстанские СМИ в очередной раз подняли вопрос о возможной родственной связи между казахским этносом и древним племенем арийцев (ариев), принадлежность к которым считается делом престижным (не зря же Гитлер очень хотел доказать, что на континенте остались только одни "истинные арийцы" - немцы). Заметка на эту тему появилась на страницах газеты "Экспресс-К" (автор Андрей Михайлов, "Про белого коня, способного соединить казахов с арийцами"). Как пишет издание, в этнографической литературе XIX века содержатся любопытные сведения о принесении в жертву казахами белого коня. Это происходило довольно редко и лишь по очень важному поводу, будь то установление долгожданного мира между племенами, разделение одного рода на два отдельных или знаменательная победа. В таких случаях и приносился в жертву духам предков (аруахам) жеребец белой масти (боз айгыр). Данный обряд напомнил автору статьи знаменитое жертвоприношение белого коня (ашвамедха) у индоариев. "Очень сложный и почетный обряд мог длиться год - жеребца выпускали на волю, и царь с войском двигался следом, попутно присоединяя все те места, куда ступали копыта избранного коня, которого в конце концов приносили в жертву богам на специально построенном жертвеннике. Есть ли между двумя обрядами какая-то связь? Вполне возможно. Ведь арийцы пришли в Индию невесть откуда - может, и из Великой степи. Где долгими столетиями продолжали жить их потомки и еще дольше храниться их традиции", - рассуждает исследователь. Ректор университета "Кайнар" Еренгаип Омаров также называет казахов потомками благородного племени. Свою теорию профессор выдвинул в своей монографии "Краткая история казахской цивилизации". "Арийцы - далекие предки казахов и других народов, населявших древний Казахстан. Прошу не усматривать в этом попытку "возвеличить казахов". Нет, это просто факт истории народа", - заявил ученый. По его словам, кровь ариев течет в жилах не только у казахов. Этническими потомками арийцев считают себя даже жители Тайваня. Кроме того, в книге Омарова выдвигается идея существования особой цивилизации народов, населявших территорию древнего Казахстана. Многогранность - вот ее главное отличие от других кочевнических цивилизаций народов Центральной Азии. Этот вывод автор делает, опираясь на свидетельства казахстанских и зарубежных историков, археологов и лингвистов. Кочевые государства Казахстана сочетали несколько хозяйственно-культурных типов, начиная от скотоводства и заканчивая земледелием. По мнению Еренгаипа Омарова, выращивание зерновых и огородных культур для казахов было таким же естественным промыслом, как скотоводство. Кроме того, последние археологические находки позволяют утверждать, что кочевники не только строили города, но и имели собственные верфи. "До сих пор, рассуждая о кочевниках, было принято говорить лишь об одном хозяйственно-культурном типе - скотоводческом хозяйстве. Но оказалось, что чисто "кочевых" обществ никогда не существовало", - пояснил директор международного центра кипчаковедения академик Булат Кумеков.
Казахстанские СМИ в очередной раз подняли вопрос о возможной родственной связи между казахским этносом и древним племенем арийцев (ариев), принадлежность к которым считается делом престижным (не зря же Гитлер очень хотел доказать, что на континенте остались только одни "истинные арийцы" - немцы).
Заметка на эту тему появилась на страницах газеты "Экспресс-К" (автор Андрей Михайлов, "Про белого коня, способного соединить казахов с арийцами"). Как пишет издание, в этнографической литературе XIX века содержатся любопытные сведения о принесении в жертву казахами белого коня. Это происходило довольно редко и лишь по очень важному поводу, будь то установление долгожданного мира между племенами, разделение одного рода на два отдельных или знаменательная победа. В таких случаях и приносился в жертву духам предков (аруахам) жеребец белой масти (боз айгыр).
Данный обряд напомнил автору статьи знаменитое жертвоприношение белого коня (ашвамедха) у индоариев. "Очень сложный и почетный обряд мог длиться год - жеребца выпускали на волю, и царь с войском двигался следом, попутно присоединяя все те места, куда ступали копыта избранного коня, которого в конце концов приносили в жертву богам на специально построенном жертвеннике. Есть ли между двумя обрядами какая-то связь? Вполне возможно. Ведь арийцы пришли в Индию невесть откуда - может, и из Великой степи. Где долгими столетиями продолжали жить их потомки и еще дольше храниться их традиции", - рассуждает исследователь.
Ректор университета "Кайнар" Еренгаип Омаров также называет казахов потомками благородного племени. Свою теорию профессор выдвинул в своей монографии "Краткая история казахской цивилизации".
"Арийцы - далекие предки казахов и других народов, населявших древний Казахстан. Прошу не усматривать в этом попытку "возвеличить казахов". Нет, это просто факт истории народа", - заявил ученый. По его словам, кровь ариев течет в жилах не только у казахов. Этническими потомками арийцев считают себя даже жители Тайваня.
Кроме того, в книге Омарова выдвигается идея существования особой цивилизации народов, населявших территорию древнего Казахстана. Многогранность - вот ее главное отличие от других кочевнических цивилизаций народов Центральной Азии. Этот вывод автор делает, опираясь на свидетельства казахстанских и зарубежных историков, археологов и лингвистов.
Кочевые государства Казахстана сочетали несколько хозяйственно-культурных типов, начиная от скотоводства и заканчивая земледелием. По мнению Еренгаипа Омарова, выращивание зерновых и огородных культур для казахов было таким же естественным промыслом, как скотоводство. Кроме того, последние археологические находки позволяют утверждать, что кочевники не только строили города, но и имели собственные верфи.
"До сих пор, рассуждая о кочевниках, было принято говорить лишь об одном хозяйственно-культурном типе - скотоводческом хозяйстве. Но оказалось, что чисто "кочевых" обществ никогда не существовало", - пояснил директор международного центра кипчаковедения академик Булат Кумеков.