В Дании, как и в других европейских странах, существует казахская диаспора. Жительница Актобе Алия Шамишева недавно побывала в этом небольшом королевстве на севере Европы и рассказала изданию "Эврика" о том, как живут там казахи.
В Дании, как и в других европейских странах, существует казахская диаспора. Жительница Актобе Алия Шамишева недавно побывала в этом небольшом королевстве на севере Европы и рассказала изданию "Эврика" о том, как живут там казахи.
"Казахов в Дании, где проживает всего пять миллионов человек, не так уж много. Но те, кто пустил там корни, как правило, работают только на престижных работах. Европейские казахи, в отличие от тех собратьев, которые живут в азиатских странах, вообще предприимчивые: трудятся в корпорациях, заняты либо в сфере IT-технологий, либо держат свои лавки и рестораны", - говорит Алия.
По ее словам, казахи, живущие вдали от исторической родины, поддерживают друг с другом тесные связи. Свято чтят национальные традиции, пытаются сохранить свою самобытность и родной язык.
Многие датчане, рассказывает актюбинка, живут в роскошных домах. Любая датская семья не мыслит свою семейную жизнь без просторного светлого дома с высокими потолками и собственным садом. И это несмотря на то, что налоги в Дании одни из самых высоких в Европе.
"Почти 40 процентов заработка датчан, по словам актюбинки, уходит на жилищный налог. И это, пожалуй, единственные расходы, с которыми они мирятся и которые могут себе позволить. Поскольку это единственные сопоставимые траты, если исходить от суммы налогов и масштабов жилья. Так, среднестатистический датчанин имеет дом в среднем в 400 квадратных метров. Самый маленький участок превышает чуть более десяти соток, а средний составляет 18-20 соток. На нем, как правило, располагаются роскошный коттедж и цветущий сад. Все это огораживается живым забором из молодой подстриженной акации", - описывает Алия.
"В Дании, территория которой меньше нашего Казахстана в шесть десятков раз, более десяти диалектов! Поэтому, чтобы понять друг друга, датчане все больше разговаривают на английском языке. Конечно, это не может их не расстраивать, поскольку родной язык страдает", - продолжает рассказ девушка.
"И в этом плане они с уважением относятся к этническим казахам. Родной язык датских казахов практически ничем не отличается от нашего казахского. Разве что неологизмов нет, а так - без проблем можно понять друг друга. За долгие годы пребывания в этой европейской стране датские казахи давно слились с местным населением. Тоски по всему казахскому, как у китайских или афганских собратьев, которые до сих пор украшают дома в национальном стиле, у них нет. Домашний интерьер у датских казахов в основном напоминает стиль хай-тек: минимум мебели и максимум серо-белых тонов. Но вот в кухне отличия все же сохранились", - говорит о своих наблюдениях Алия.
"Основное блюдо датчан - это, конечно же, стейк с кровью. Датские казахи тоже потребляют много мяса, но его они хорошенько проваривают или прожаривают. Бешбармак - он и в Дании бешбармак", - улыбается Алия. По ее словам, датчанам очень нравится это казахское национальное блюдо: "Если местные казахи приглашают в гости датчан, то те непременно просят: приготовьте бешбармак".
"То, как ходят в гости датчане - отдельная история", - говорит жительница Актобе. "Моя сестра живет в Эсбьерге, и по случаю моего приезда она пригласила своих соседей и друзей. Я сразу заявила: о, я приготовлю баурсаки, салаты "Оливье", "Сельдь под шубой", "День и ночь", а также манты и голубцы, - вспоминает Алия. - Но сестра тут же предупредила, что на стол в Дании ставятся лишь одно основное блюдо, один вид салата и десерта. Все! Более того, надо быть готовым к тому, что после трапезы гости обязательно по полочкам разложат и кулинарные способности хозяев дома, и текстуру, и вкус, и даже внешний вид блюда".
Так, впрочем, и произошло. На вечер приглашенные пришли со своими алкогольными напитками и выпечкой (так принято в Дании), разуваться никто в доме не стал. Впрочем, в Дании все улицы настолько чистые, а асфальт даже моется специальным средством, так что особой грязи после себя гости не оставили.
После ужина гости расхвалили салат со шпротами "День и ночь", долго обсуждая подачу и оформление салата, а также насколько сочетаются в нем вареный картофель, яйца, морковь с майонезом 70-процентной жирности. А затем еще битый час вспоминали про казахский кумыс магазинного качества, которым их когда-то угостила сестра Алии. "Это был самый отвратительный вкус в моей жизни!" - заявил один из гостей. "Я даже ни с чем не могу его сравнить по качеству, настолько ваш кумыс был ужасным!" - добавил другой.
"По завершении посиделок я хотела, по казахским традициям, вручить гостинцы приглашенным - сарқыт, чем ужасно смутила их. Они едва не обиделись, и мне пришлось долго объяснять им про наши обычаи, когда бабушки и дедушки из гостей обязательно должны возвращаться с пакетами вкусностей. Это заинтересовало их", - вспоминает Алия.
Также Дания запомнилась гостье из Казахстана развитым сельским хозяйством. "Если территория Дании составляет более 43 тысяч квадратных километров, то более половины из них - это земли сельхозугодий, - говорит она. - Каждый клочок земли в стране тщательно обработан, на нем растут либо овощи, либо фрукты, либо цветы. Есть отдельные пастбища, на которых пасутся белые, ярко-красные и фиалкового цвета коровы".
Конечно, цены на овощи, фрукты, мясо и другие продукты, а также на одежду в Дании высокие: "Килограмм огурцов, к примеру, в пересчете на нашу валюту стоит 600 тенге. Столько же платят местные жители за буханку хлеба. Килограмм говядины или сыра отпускают по 5000 тенге, а курицу - по 2000 тенге. Одежда и вовсе дорогая, джинсы, к примеру, можно купить за 30 тысяч тенге, столько же стоит обувь".
"Правда, и заработки у датчан приличные. К примеру, медсестра у них зарабатывает по нашим меркам 625 тысяч тенге (19 тысяч датских крон), а доктор 1,2 миллиона тенге, - говорит Алия. - Не менее почетным считается труд секретарши - почти миллион тенге, и сантехника, который в месяц зарабатывает почти 750 тысяч тенге".
При этом медицина в стране совершенно бесплатная. Несмотря на это, датчанки предпочитают рожать дома, а если все-таки выбирают роддом, то уже через два часа после родов отправляются вместе с новорожденным домой. В датских городах почти нет аптек.
"Я была в Копенгагене, Биллунде и Эсбьерге, но аптек почти не видела. Люди и гордятся этим: мол, датчане - здоровая нация, и горюют: мол, даже за аспирином нужно бежать к врачу и выписывать рецепт, - удивляется девушка. - Зато парикмахерских - море! Причем мужчины стригутся чаще, чем женщины. У представителей сильного пола одна и та же прическа - бритые затылки и виски, и лишь на макушке богатая растительность, которую они или выпрямляют гелем, или просто распускают".
По словам Алии, к детям в Дании особое отношение. В датских семьях с малых лет учат самостоятельности, развивают логическое мышление и предприимчивость. Наверное, поэтому, замечает актюбинка, в детских комнатах маленьких датчан никогда не бывает мягких игрушек и кукол - одни конструкторы "Лего", игрушечные музыкальные инструменты и приставки с развивающими играми.