Известный алматинский коллекционер ретроавтомобилей Калижан Турсунбаев в будущем планирует открыть музей своей коллекции, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.
Известный алматинский коллекционер ретроавтомобилей Калижан Турсунбаев в будущем планирует открыть музей своей коллекции, сообщает корреспондент Tengrinews.kz.
Сейчас в его частной коллекции более 40 отреставрированных советских автомобилей. А началось все с обычной "Волги", которая досталась ему в наследство. Около десяти лет назад Турсунбаев решил ее восстановить, и это превратилось в хобби. К выбору "экспонатов" алматинец подходит очень тщательно - собирает все модели и модификации одной марки. Так, в его ангаре стоит вся линейка "Москвичей" (до модели 2141), ЛУаЗов, "Запорожцев" (ЗАЗ), а также редкие модели "Жигули" и ГАЗ.
Уникальность коллекции заключается еще и в том, что Турсунбаев очень большое внимание уделяет мелким деталям - ручкам автомобилей, зеркалам, внутренней обивке, коврикам, аптечкам и многому другому. Восстановленный таким образом автомобиль, по словам коллекционера, становится своего рода "машиной времени".
"Я считаю, что если собирать, к примеру, "Москвичи", - то необходимо все модификации иметь. Вот если был пирожковоз (Иж-2715) двух типов - то он так и должен быть. Я такие уже собрал, теперь необходимо их сделать так, будто они только с завода вышли. Тут имеется много всяких нюансов. К примеру, у "Москвичей" было около 6-7 видов сидений. И все это нужно знать, чтобы поставить те сиденья в авто, которые были в те годы. Иначе знающие люди сразу заметят этот недочет. И это самое трудное - найти подходящую деталь. Металл можно выправить, с ним что-то сделать, а вот сиденье, коврики найти - это целая удача. Но пока это еще можно сделать - так и надо. Поменять на любую другую деталь, подобрать схожую, сделать примерно как было - смогу в любое время, а вот поставить родное - это требует усилий. Но зато ты садишься в такой автомобиль и сразу погружаешься в то время. Все так, как было тогда. Даже запах. У каждой машины имеется свой неповторимый запах в салоне. Люди, помнящие его, сев в салон, сразу его почувствуют и вспомнят", - рассказал Турсунбаев.
Коллекционирование ретроавтомобилей - занятие не из дешевых, да и времени отнимает много. Однако алматинец старается обходиться малыми тратами и пытается либо найти детали подешевле, либо восстановить собственноручно. Самый старый автомобиль в его коллекции - это довоенный ГАЗ М-1, 1936 года выпуска. Легендарная "эмка" досталась ему практически бесплатно - пришлось лишь заплатить за транспортировку "экспоната" с одной из дач в Алматинской области.
"Автомобиль на ходу, все детали на нее мы уже собрали, сиденья сделали по чертежам. Но ее реставрацию пока приостановили. Она уже есть, никуда не денется. А нам нужно успеть собрать те авто, на которые детали еще сейчас можно найти. К примеру, на "Москвич" сейчас что-либо найти уже практически невозможно, и каждый год этот пробел в истории увеличивается", - рассказал Турсунбаев.
Сейчас Калижан Турсунбаев восстанавливает "Волгу" ГАЗ-21Т. Редкость этого авто в том, что оно выпускалось в советское время специально для такси с 1962 года. От обычных ГАЗ-21 автомобиль отличается несколькими деталями, которые на первый взгляд даже и не заметны. Так, в модели такси не было радиоприемника. На его месте располагался таксомоторный счетчик. Соответственно, отверстия на крыше для антенны также не было. Кроме этого, разница была и в сиденьях. В такси кресла были складные - для размещения в салоне крупногабаритных грузов.
Коллекцией ретроавтомобилей интересуются многие, иногда экспонаты просят для съемок фильмов, приглашают на выставки и фестивали. Но Турсунбаев не особо любит выгонять своих "ласточек" из ангара. Сейчас коллекционер подумывает открыть музей, в котором бы разместились все его машины: "Было бы время, да экономические трудности бы не мешали". "Когда-нибудь, когда все доделаем, - может, откроем и музей. Второй уровень в этом ангаре сделаем и там посмотрим", - резюмировал собеседник.
Фото © Владимир Прокопенко