Узбекская политика сильна своими традициями и нормами, поэтому курс будет сохраняться - Карин
Преимущество узбекской политики в сильных политических традициях и нормах поведения, поэтому линия страны сохранится. Такое мнение в интервью Tengrinews.kz высказал политолог Ерлан Карин.
Преимущество узбекской политики в сильных политических традициях и нормах поведения, поэтому линия страны сохранится. Такое мнение в интервью Tengrinews.kz высказал политолог Ерлан Карин.
По его мнению, сообщение узбекских властей о состоянии здоровья президента возможно является вынужденной мерой.
"Вероятнее всего это вынужденная мера, потому что буквально через несколько дней страна отмечает один из самых главных праздников - День независимости. Как и для всех постсоветских стран этот праздник юбилейный - 25 лет. В Узбекистане эта дата отмечается первого сентября. И, скорее всего, его отсутствие на этом празднике было бы крайне заметным, тем более, его не было на мероприятиях по чествованию узбекских олимпийцев, поэтому, наверное, загодя, чтобы это не стало поводом для хаотичного распространения слухов, власти Узбекистана решили сделать такое сообщение", - отмечает эксперт.
Между тем, заметил он, ряд ресурсов, специализирующихся по Центральной Азии, исходя из сухой формулировки узбекских властей, уже делают вывод, что положение дел со здоровьем Каримова действительно серьезное.
"Сейчас можно как угодно трактовать. И раньше были слухи о состоянии здоровья узбекского лидера. Примерно раз в два года подобного рода ситуации повторялись, и каждый раз президент Узбекистана напрямую не комментировал свое отсутствие в информполе, но косвенно опровергал слухи. Вспомните знаменитые танцы на всеобщих народных праздниках, когда Каримов выходил на публику и вместе с артистами танцевал, тем самым показывая, что он в прекрасной форме", - продолжает он.
Тем не менее сообщение властей Узбекистана дало повод для формулирования экспертами различных сценариев передачи власти.
"Ряд российских ресурсов уже сообщают, что преемник выбран, дают характеристику его фигуре. Но мне кажется, сейчас очень сложно обо всем этом говорить, потому что узбекская политика закрытая и очень сложно предугадать, что будет. Тем более на примере других стран, в которых происходили подобные ситуации, мы видели, что события развивались не всегда так, как это было предписано нормами закона или законами политического развития", - считает Ерлан Карин.
Между тем он убежден, что в какой-то степени узбекские власти готовы к неожиданным сценариям и ситуациям.
"Видимо, была проработка таких сценариев, потому что в 2011 году в Конституцию Узбекистана были внесены ряд норм, одна из них касалась замещения поста президента в случае различных форс-мажорных обстоятельств. До этого была размытая формулировка, что в случае каких-то обстоятельств исполнение обязанностей президента может быть возложена на одного из депутатов. Но потом были внесены изменения, в которых эта норма уже была уточнена и конкретизирована, что полномочия и обязанности президента могут быть временно возложены на председателя Сената с проведением в течение трех месяцев в соответствии с законами новых выборов", - заметил политолог.
В то же время в Конституции Узбекистана, по словам Карина, причина досрочного прекращения полномочий президента очень размыта.
Фото Турар Казангапов ©
"Если в других государствах региона в законе говорится, что досрочное прекращение может быть по состоянию здоровья или добровольной отставке, то в Конституции Узбекистана очень размытая формулировка при невозможности исполнения своих обязанностей", - отметил эксперт.
"Но как бы не развивались события, надо помнить, что преимущество узбекской политики в сильных определенных традициях, нормах поведения, поэтому в целом думаю, линия этой страны будет в любом случае сохраняться. Конечно же, при условии несильного вмешательства извне", - заключил политолог.
Он добавил, что Узбекистан - большая страна с уникальной ролью в региональной геополитике. Она является ключевым участником многих региональных процессов. И поэтому негативные варианты развития событий в этой стране будут иметь реальные последствия для региональной безопасности.