Фото с сайта nnm.ru
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) подготовила для Таможенного союза компромиссный вариант соглашения об управлении авторскими и смежными правами, пишет "Коммерсантъ". Он не отменит существующий в России принцип бездоговорного управления, как требует ВТО, а передаст решение "всех болезненных вопросов на национальный уровень". Проект соглашения коллегия ЕЭК рассмотрит до конца 2013 года. "Сейчас по нему идет работа, рассматриваются и прорабатываются поступившие замечания сторон", - уточнил представитель ЕЭК. Отмечается, что Россия, Казахстан и Беларусь еще в декабре 2010 года декларировали, что подпишут соответствующий договор до 2012 года, но процесс затянулся. Первоначальный проект разработало минкультуры России, но затем существенно переработал профильный департамент ЕЭК. Переработанная версия не предполагала в ТС института расширенного управления правами, в рамках которого Российское авторское общество, Всероссийская организация интеллектуальной собственности и сам РСП имеют право собирать вознаграждение в пользу даже тех правообладателей, с которыми не заключали договор. В 2011 году общие сборы этих трех организаций составили около четырех миллиардов рублей (более 120 миллионов долларов). Для сравнения: в Беларуси сбором вознаграждений занимается государственный Национальный центр интеллектуальной собственности, а в Казахстане на расширенное управление правами аккредитуют сразу несколько организаций. Последний вариант проекта стал компромиссным, пояснил общественный советник руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Семенов, который участвовал в разработке первоначальной версии под редакцией ЕЭК. "Фактически все болезненные вопросы просто передали на национальный уровень, тем самым избежав дискуссии по обязательствам России перед ВТО по отмене бездоговорного управления правами", - пояснил он. Отмечается, что в новой редакции напрямую не закрепляется ни существование бездоговорного управления, ни его отмена. Согласно документу, организации должны действовать на основании письменного договора с правообладателем, "если иное не предусмотрено законодательством государства". Также из проекта исключены размер сбора в пользу авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм с импортеров и производителей электроники и чистых носителей и перечень облагаемых им товаров. При этом уточняется, что полномочия устанавливать их должен получить совет ЕЭК. Также в проекте сохранились нормы, ранее вызывавшие вопросы российской стороны. В частности, предельный размер удержаний на собственные расходы организаций, а также социальные, культурные и образовательные цели, согласно документу, не должен превышать 30 процентов сборов. На практике на собственные расходы РАО и ВОИС направляют 20-35 процентов сборов, РСП - 15 процентов, заявляли ранее в этих обществах. Осталось и предложение о ежегодном аудите таких организаций, причем ЕЭК предлагает обязать открыто публиковать его результаты. Источник издания, знакомый с позицией российских организаций правообладателей, отмечает, что опубликованная версия соглашения по-прежнему существенно не соответствует тому, что предлагала российская сторона, поэтому его окончательная редакция может быть заметно переработана.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) подготовила для Таможенного союза компромиссный вариант соглашения об управлении авторскими и смежными правами, пишет "Коммерсантъ". Он не отменит существующий в России принцип бездоговорного управления, как требует ВТО, а передаст решение "всех болезненных вопросов на национальный уровень".
Проект соглашения коллегия ЕЭК рассмотрит до конца 2013 года. "Сейчас по нему идет работа, рассматриваются и прорабатываются поступившие замечания сторон", - уточнил представитель ЕЭК.
Отмечается, что Россия, Казахстан и Беларусь еще в декабре 2010 года декларировали, что подпишут соответствующий договор до 2012 года, но процесс затянулся. Первоначальный проект разработало минкультуры России, но затем существенно переработал профильный департамент ЕЭК.
Переработанная версия не предполагала в ТС института расширенного управления правами, в рамках которого Российское авторское общество, Всероссийская организация интеллектуальной собственности и сам РСП имеют право собирать вознаграждение в пользу даже тех правообладателей, с которыми не заключали договор. В 2011 году общие сборы этих трех организаций составили около четырех миллиардов рублей (более 120 миллионов долларов). Для сравнения: в Беларуси сбором вознаграждений занимается государственный Национальный центр интеллектуальной собственности, а в Казахстане на расширенное управление правами аккредитуют сразу несколько организаций.
Последний вариант проекта стал компромиссным, пояснил общественный советник руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Семенов, который участвовал в разработке первоначальной версии под редакцией ЕЭК. "Фактически все болезненные вопросы просто передали на национальный уровень, тем самым избежав дискуссии по обязательствам России перед ВТО по отмене бездоговорного управления правами", - пояснил он.
Отмечается, что в новой редакции напрямую не закрепляется ни существование бездоговорного управления, ни его отмена. Согласно документу, организации должны действовать на основании письменного договора с правообладателем, "если иное не предусмотрено законодательством государства". Также из проекта исключены размер сбора в пользу авторов, исполнителей и изготовителей фонограмм с импортеров и производителей электроники и чистых носителей и перечень облагаемых им товаров. При этом уточняется, что полномочия устанавливать их должен получить совет ЕЭК.
Также в проекте сохранились нормы, ранее вызывавшие вопросы российской стороны. В частности, предельный размер удержаний на собственные расходы организаций, а также социальные, культурные и образовательные цели, согласно документу, не должен превышать 30 процентов сборов. На практике на собственные расходы РАО и ВОИС направляют 20-35 процентов сборов, РСП - 15 процентов, заявляли ранее в этих обществах. Осталось и предложение о ежегодном аудите таких организаций, причем ЕЭК предлагает обязать открыто публиковать его результаты.
Источник издания, знакомый с позицией российских организаций правообладателей, отмечает, что опубликованная версия соглашения по-прежнему существенно не соответствует тому, что предлагала российская сторона, поэтому его окончательная редакция может быть заметно переработана.