ПОДЕЛИТЬСЯ
03 июня 2020 | 11:14
Эксперты сравнили инвестиционную привлекательность Казахстана и Узбекистана
Эксперты сравнили инвестиционную привлекательность Казахстана и Узбекистана. Соответствующая статья под названием "Узбекистан обгоняет Казахстан по инвестиционной привлекательности?" опубликована на Ia-Centr.ru, передает Tengrinews.kz.
ПОДЕЛИТЬСЯ
Эксперты сравнили инвестиционную привлекательность Казахстана и Узбекистана. Соответствующая статья под названием "Узбекистан обгоняет Казахстан по инвестиционной привлекательности?" опубликована на Ia-Centr.ru, передает Tengrinews.kz.
По итогам исследований инвестиционной привлекательности консалтинговым агентством ECED эксперты проанализировали макроэкономические и международные рейтинги по странам региона Центральной Азии и Южного Кавказа, их программы развития, транспортную доступность, инвестиционные и политические риски. Лидерами среди других стран выборки стали Казахстан, Узбекистан и Азербайджан.
По мнению автора статьи, во многом именно значительный ресурсный, территориальный и демографический потенциал предопределили высокие темпы роста экономик двух стран. Политические системы в государствах в основном носят закрытый характер, но проводят в целом либеральную экономическую политику, что повышает открытость и привлекательность национальных рынков.
"В международных инвестиционных рейтингах Fitch, Moody’s, Standard&Poor’s Казахстан действительно признан лидером региона (страна, единственная из всех в выборке, имеет рейтинги, пригодные для инвестирования по западным стандартам), а вот Узбекистан отстает от Азербайджана и даже Грузии. Однако следует понимать, что узбекская экономика куда больше, чем грузинская, и куда лучше диверсифицирована, чем азербайджанская. Для Узбекистана характерен значительно более высокий по сравнению с Казахстаном или Грузией уровень коррупции, страна не отличается легкостью в ведении бизнеса, находясь на 76-й строчке из 190 в рейтинге Doing Business. В то же время за последние несколько лет оба лидера ЦА улучшили свои позиции в международных рейтингах, что свидетельствует о положительной динамике, особенно в Узбекистане", - пишет издание.
Отмечается, что по макроэкономической статистике Казахстан является абсолютным лидером среди других государств: самый высокий абсолютный, душевой ВВП и ВВП по ППС, а также умеренная инфляция и низкий уровень безработицы. Однако госбюджет уже несколько лет подряд сохраняет дефицитный характер, а приток прямых иностранных инвестиций в 2019 году снизился почти вдвое.
"Рост ВВП также не впечатляет, в 2019 году он составил всего 4,5 процента, это значительно ниже, чем во многих других странах региона, например, в Таджикистане 7,5 процента и Армении 7,9 процента", - говорится в статье.
Авторы считают, что казахская экономика, во-первых, безоговорочно побеждает в абсолютном отношении, а во-вторых, несмотря на более скромные темпы роста, она куда более стабильна, чем небольшие таджикская или армянская.
Основным макроэкономическим преимуществом Узбекистана называется его 34-миллионное население и, соответственно, крайне высокая емкость рынка. Помимо этого, очень активно растет ВВП, на 5,8 процента в 2019 году, а также внешнеторговый оборот.
"Но следует признать, что экономика Узбекистана пока что в целом слаба, хотя и активно развивается. В стране высокая инфляция - 16,5 процента, постоянно увеличивается государственный долг, низкий уровень зарплат. И все же Узбекистан стоит на третьем месте после Казахстана и Азербайджана по размеру реального ВВП", - добавили авторы.
Политическая стабильность в Казахстане и Узбекистане в целом позитивно влияет на инвестиционную привлекательность. И все же, по мнению авторов исследования, транзит власти в Казахстане и вытекающая из этого возможная борьба элит может привести к внутренней дестабилизации, однако такое развитие событий называется маловероятным, так как в стране в целом существует электоральный консенсус, оппозиция слаба.
"Но все же на первое место по политической стабильности выходит Узбекистан. Транзит власти там прошел весьма успешно, новый президент Шавкат Мирзиеев даже в условиях либерализации политического пространства страны и большого числа партий уверенно осуществляет контроль за государственным аппаратом. В целом успешная политика системного реформирования, обновление кадров, повышение уровня жизни населения, либерализация экономики увеличивают популярность действующей власти, а также нивелируют большинство политических рисков для страны. Также к сильным сторонам Казахстана и Узбекистана, выгодно отличающим их от всех остальных государств региона, можно отнести программы по развитию стран", - пишут авторы.
Казахская экономика во многом зависит от экспорта минерального сырья, граждане сталкиваются с падением уровня жизни, а потому назрел вопрос о необходимости реформирования экономической модели в пользу усиления роли МСП, аграрного и обрабатывающего секторов, строительства и транспорта. На это направлены огромные средства из Национального фонда Казахстана. В Казахстане реализуется как общая стратегия "Казахстан-2050", формирующая концепцию общественного развития на десятилетия вперед, так и ряд связанных между собой отраслевых программ. Четкое целеполагание, контроль за расходованием средств, а также детально прописанные функции, фонды и ответственные органы обуславливают эффективность программ развития и уже сейчас приносят свои результаты. При этом сохраняется проблема координации и имплементаций государственных программ, так как в некоторых из них пересекаются задачи, но в целом государственную политику в области реформирования и развития экономики в Казахстане можно назвать успешной.
Аналогичная ситуация складывается и в Узбекистане, где на "Концепции комплексного социально-экономического развития РУ до 2030" базируются все остальные отраслевые программы. В целом именно эти две страны наиболее успешно применили опыт разработки и реализации государственных программ развития, в отличие, например, от Таджикистана и Туркменистана, где задачи не были достигнуты даже наполовину, или от Армении и Азербайджана, где целевые показатели имеют мало общего с реальностью, а политика реализации программ носит несистемный характер.
В экспертном докладе ECED были рассмотрены особенности инвестиционной политики и рисков для инвесторов в странах региона (законодательство, государственные органы, регулирующие инвестиционную деятельность, меры поддержки инвесторов). Казахстан и Узбекистан ожидаемо вышли на первые места по данным показателям. Во-первых, благодаря наличию реально работающих государственных институтов поддержки и защиты инвесторов и, во-вторых, за счет развитости инвестиционного законодательства.
"Казахстан с точки зрения рисков является самой надежной страной для иностранных инвестиций, Узбекистан в этом плане обладает большей "рискованностью" в силу зависимости от соседних стран и быстрых изменений в регуляторной среде. Таким образом, несмотря на все положительные факторы, детерминирующие казахские инвестиционные проекты как привлекательные, прогноз для Казахстана будет скорее негативным из-за неопределенностей, которые порождает транзит власти и отсутствие достаточно мощных экономических драйверов, а также по причине затягивания реформ.
Экономика Узбекистана, в отличие от казахской, не имеет таких прочных институциональных, ресурсных и политических опор. Однако высокие показатели роста, а также те реформы, которые уже проводятся или заявлены президентом Шавкатом Мирзиеевым, направленные на либерализацию и дальнейшую интеграцию страны в мировое экономическое пространство, позволяют дать положительный прогноз для инвесторов", - отмечают авторы статьи.
Новости Казахстана. Сегодня и прямо сейчас. Видео и фото. Подписывайся на @tengrinews в Telegram
Показать комментарии
Читайте также