Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента Лидия Пархомчик поделилась мнением о ситуации с Беларуси, отношении жителей к Александру Лукашенко и его оппоненту Светлане Тихановской.
Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента Лидия Пархомчик поделилась мнением о ситуации с Беларуси, отношении жителей к Александру Лукашенко и его оппоненту Светлане Тихановской.
9 августа 2020 года сразу после голосования на выборах президента Беларуси более чем в 10 городах страны начались массовые протесты. Уже более двух недель ситуация остается напряженной.
Внутрибелорусский кризис
Лидия Пархомчик отметила, что спустя одиннадцать дней после завершения президентских выборов в Беларуси появились альтернативные результаты голосования, согласно которым за оппозиционного кандидата Светлану Тихановскую отдали голоса больше одного миллиона избирателей, что почти вдвое больше данных ЦИК.
По результатам подсчета ЦИК, за Тихановскую проголосовало 588 тысяч белорусов, или 10,1 процента.
При этом платформа для альтернативного подсчета голосов "Голос" сообщала, что доля фальсифицированных протоколов составляет не менее 30 процентов, что делает результат Александра Лукашенко в 80,1 процента голосов, по словам организаторов подсчета, практически невозможным.
"Тот факт, что действующие власти заблаговременно провели мобилизацию силовых структур, которые были готовы разгонять демонстрантов, говорит о том, что для официального Минска вспышка протестных настроений неожиданностью не была", - считает политолог.
Новое лицо оппозиции
Несмотря на то что в выборах, помимо Александра Лукашенко и Светланы Тихановской, участвовали еще три кандидата, борьба развернулась исключительно между двумя ведущими претендентами на президентское кресло.
По мнению эксперта, два кандидата работали с электоратом в совершенно в разных плоскостях.
"Женское трио" в лице Светланы Тихановской, Вероники Цепкало и Марии Колесниковой небезосновательно делало ставку на эмоциональную составляющую. Избирательная кампания строилась на том, чтобы разбудить белорусское общество. Принцип "только не Лукашенко" составлял основу агитационной программы "женской команды" оппозиции.
В случае победы Светлана Тихановская не собиралась оставаться у власти, так как видела свою роль в организации новых выборов с участием всех альтернативных кандидатов. В подобных обстоятельствах единому кандидату от оппозиции не обязательно было обладать политическим бэкграундом и харизматичностью", - добавила Лидия Пархомчик.
Фото ©REUTERS
Эксперт добавила, что еще до начала массовых протестов и забастовок объединенный штаб оппозиции вполне четко дал понять, что главный посыл кампании - проведение повторных выборов.
Белорусская специфика протестов
Также, по мнению Лидии Пархомчик, первая фаза протестных акций, которая завершилась массовыми задержаниями, показала, что в Беларуси отсутствует единый координационный центр протеста.
"Демонстрации несогласных с результатами голосования продолжили набирать масштабы даже после отъезда Тихановской в Литву и записанного ею видеообращения с призывом отказаться от участия в митингах. Наивысшей точки "волна" достигла на восьмой день протеста, когда "Марш свободы" в Минске собрал, по различным подсчетам, от 200 тысяч до 500 тысяч демонстрантов", - отметила она.
Позже объявлять забастовки начали рабочие предприятий.
Лидерами по количеству предприятий, объявивших о забастовках и акциях солидарности, стали города Минск и Гродно.
"Неслучайно именно в этих двух городах прошли публичные выступления Александра Лукашенко, который использовал трибуну как для общения со сторонниками, так и для заочного разговора с противниками. Объявление всеобщей забастовки ознаменовало начало третьей фазы протестов.
Массовое образование стачкомов в очередной раз подтвердило отличие белорусских протестов от сценария украинского Майдана. Несмотря на то что в большинстве случаев забастовки остановили производство лишь на время, сам факт наличия рабочих среди активно протестующих говорит о глубине взрыва социального недовольства", - добавила Лидия Пархомчик.
Политолог считает, что традиционно именно "люди труда" составляли основу электората Александра Лукашенко. Потеря части своих сторонников сделала невозможным четко обозначить разделение между "своими и чужими".
"Все сложнее становится выделить основную движущую силу протестов, так как желание политической трансформации проявляется у самых различных социальных слоев. Сейчас протесты ненасильственные, что позволяет оппозиции рассчитывать на широкий охват участников. Тем не менее потребность вновь начать строить баррикады может возникнуть в случае ужесточения реакции властей на проведение митингов", - уточнила Пархомчик.
Действия официальной власти
Правительство Беларуси сложило с себя полномочия. Позднее Александр Лукашенко утвердил новый состав совета министров, оставив его неизменным после выборов.
"Действующее руководство старается максимально сохранить свою работоспособность несмотря на волнения. Учитывая, что за последнюю неделю тактика легитимизации президентских полномочий стала включать проведение массовых митингов в поддержку Александра Лукашенко, нельзя не признать, что у действующей власти сохраняется поддержка части населения.
В подобных обстоятельствах становится понятно, почему решение пойти на прямой контакт с лидерами оппозиции по стабилизации ситуации рассматривается как признание поражения. Для укрепления своих позиций, по мнению Александра Лукашенко, "власть должна быть властью", что не исключает более жесткой реакции на акции протестующих", - добавила эксперт.
СМИ Беларуси ожидают, что с 24 августа реакция на действия бастующих работников изменится. Александр Лукашенко призвал глав регионов в ближайшие дни закрыть предприятия, на которых проходят забастовки.
Грядущие последствия
Протесты белорусов поддерживаются все большим количеством зарубежных партнеров Минска. Главы ЕС уже провели чрезвычайный саммит и выступили с решением поддержать протестующих, не признавая результатов президентских выборов.
ЕС введет санкции против ответственных за насилие в Беларуси
По данным СМИ, помимо введения персональных санкций против белорусских чиновников, Европа приняла решение перераспределить средства, направленные Беларуси, для помощи обществу, а не официальному Минску. Так, 53 миллиона евро на программы помощи республике не будут связаны с государством.
"Говорить о привлечении инвестиций в экономику, которая переживает период спада из-за пандемии COVID-2019, будет достаточно проблематично. Открытым остается вопрос и о вмешательстве третьих сторон во внутрибелорусский политический процесс.
Александр Лукашенко явно не намерен привлекать страны Запада в качестве посредников для стабилизации ситуации. При этом Москва не проявляет инициативы и предпочитает дать возможность действующей власти решить возникшие проблемы самостоятельно. Не вызывает сомнения тот факт, что дальнейшее затягивание политического противоборства ударит по экономике. Имиджевые потери официального Минска могут стоить стране многомилионных контрактов", - сказала политолог Лидия Пархомчик.
Она подытожила, что даже в случае реализации сценария, при котором Александр Лукашенко сохранит свой пост, запрос общества на трансформацию будет лишь усиливаться. По ее мнению, в подобных обстоятельствах восстановление стабильности неизбежно потребует установления диалога между властью и оппозиционно настроенными гражданами.
Смотрите самые интересные видео в TikTok Tengrinews.kz! Подпишитесь прямо сейчас