Социологи из США выяснили, почему среди руководителей высшего и среднего звена мало привлекательных дам. Оказалось, что это связано с эффектом "роковой женщины", говорится в статье, опубликованной в журнале Sex Roles, пишет РИА Новости.
Социологи из США выяснили, почему среди руководителей высшего и среднего звена мало привлекательных дам. Оказалось, что это связано с эффектом "роковой женщины", говорится в статье, опубликованной в журнале Sex Roles, пишет РИА Новости.
По словам Ли Шеппард из университета штата Вашингтон в Пуллмэне, зачастую очень красивые женщины воспринимаются и мужчинами, и другими представительницами прекрасного пола как некая угроза для их жизни и спокойствия. "Это бывает важно в тех случаях, когда нам приходится оценивать то, насколько мы готовы им доверять и верить в то, что они говорят", - говорит ученый.
Как показывали проводившиеся ранее исследования, внешность человека играет огромную роль в том, как развивается его жизнь, влияя не только на личную жизнь, но и на карьеру и положение в обществе в целом. Так, в 2011 и 2013 годах две группы британских ученых обнаружили, что красивые люди в среднем обладают более высоким IQ и чаще устраиваются на более перспективную работу, чем люди с заурядной или неприглядной внешностью.
Шеппард и ее коллега Стефания Джонсон из университета штата Колородо в Боулдере, отмечают, что эти открытия не сочетаются с тем, что большинство бизнесвумен и руководительниц высшего звена, как и мужчины с аналогичным статусом, не могут похвастаться ослепительной красотой.
Джонсон и Шеппард решили разобраться, почему это так, после того как они увидели в новостях историю о том, как суд штата Айова оправдал врача-стоматолога, уволившего ассистентку из-за того, что "она была слишком красивой, сильно отвлекала его от работы и угрожала благополучию его семьи".
Эта история заставила ученых изучить то, связано ли отсутствие привлекательных женщин на руководящих постах с тем, что они традиционно считаются тяжелой, ответственной, "мужской" работой, или же глубоко укоренившейся "исторической" половой дискриминацией или какими-то другими причинами.
Для этого они подготовили несколько десятков вымышленных историй о появлении различных проблем или успехов в работе корпораций, которые возглавлялись привлекательными и невзрачными мужчинами и женщинами. Эти рассказы имели примерно одинаковое содержание, за исключением сферы работы компании, пола ее руководителя и его фотографии.
Все эти истории должны были прочитать две сотни добровольцев, набранных Шеппард и Джонсон в сети. По задумке ученых, они должны были оценить "правдоподобность" заявлений того или иного начальника и назвать того из них, кому бы они больше доверяли.
Как оказалось, и мужчины, и женщины примерно одинаково относились к красивым женщинам-руководителям. В целом они гораздо меньше доверяли им, чем некрасивым дамам и мужчинам с любой внешностью, причем сила этого недоверия не зависела ни от сферы работы вымышленной компании, ни причин появления у нее проблем, ни каких-либо других причин.
К примеру, участники опросов, вне зависимости от их собственного пола, одинаково негативно относились к привлекательным женщинам, возглавлявшим как вымышленную IT-компанию, так и PR-фирму или больницу, традиционно считающиеся "женскими" призваниями.
Подобные результаты опросов, как считают авторы исследования, говорят о том, что небольшое число привлекательных бизнесвумен и начальниц объясняется не мизогинией или тем, что работа на руководящих должностях традиционно считается "мужским" призванием. Этот "половой разрыв", по их мнению, связан с феноменом, который они назвали эффектом "роковой женщины".
Он связан с историей эволюции человека и заключается в том, что и мужчины, и женщины подсознательно считают красивых представительниц слабого пола опасными для своей собственной карьеры и семейного благополучия. Первые видят в них угрозу для стабильности семьи, а вторые - потенциальную конкурентку и возмутительницу спокойствия.
Руководствуясь этой идеей, Шеппард и Джонсон провели еще один подобный эксперимент, перед началом которого они разделили добровольцев на две группы. Они попросили первую половину из них рассказать о том, когда они стали полностью уверены в верности их второй половины, девушке или парню, а вторую - о том, когда они просто чувствовали себя хорошо.
Подобный простой трюк, как показали последующие опросы, "стер" все недоверие к красивым начальницам. Участники опытов из первой группы относились к ним так же хорошо, как к невзрачным бизнесвумен, тогда как для вторых это не было характерно.
Специалисты предполагают, что данная идея может быть взята на вооружение женщинами, желающими построить карьеру в типично "мужской" профессии или достичь максимальных высот в карьере руководителя.