Учитель химии в НИШ города Нур-Султан, победитель Национальной премии "Учитель Казахстана - 2020" Динара Бейсембаева, подготовившая не один десяток победителей различных олимпиад по химии и биологии, рассказала, как проходит подготовка детей к международным конкурсам при онлайн-обучении, а также поделилась мыслями о том, как выявлять одаренных детей. Об этом Tengrinews.kz рассказывает в рамках проекта "Школа онлайн".
Учитель химии в НИШ города Нур-Султан, победитель Национальной премии "Учитель Казахстана - 2020" Динара Бейсембаева, подготовившая не один десяток победителей различных олимпиад по химии и биологии, рассказала, как проходит подготовка детей к международным конкурсам при онлайн-обучении, а также поделилась мыслями о том, как выявлять одаренных детей. Об этом Tengrinews.kz рассказывает в рамках проекта "Школа онлайн".
Динара Бейсембаева, магистр экологии Семипалатинского Государственного Педагогического Института, является учителем химии с начала 2000х годов. Своих первых учеников она начала готовить к олимпиадам в 2005-2006 году. В 2015 году она обучилась на курсе развития одаренности у учащихся, где изучила, как выявлять и потребности одаренных детей и как в дальнейшем развивать интерес этих детей.
"Проблема выявления одаренности учащихся является актуальной и каждый учитель должен уметь выявлять одаренных в своем предмете ребят, а также поддерживать его мотивацию на высоком уровне. Развитие мотивации происходит несколькими путями. Например, в рамках онлайн-обучения я использовала методику "перевернутый класс". Учащимся дают задание изучить видео с теоретическим материалом дома, а затем во время подготовки к олимпиаде или научному проекту вместе решать задания на основе изученной теории", - рассказала учитель.
Она также добавила, что при подготовке детей к олимпиадам во время онлайн-обучения она использовала различные цифровые инструменты: компьютерные симуляции, виртуальные лаборатории и базы данных по химии.
"Широкий спектр различных цифровых инструментов был применен в период пандемии. При работе индивидуально или в группе учащиеся изучают химические данные в разных базах данных и компьютерные симуляции, и с их помощью формулируют химические закономерности. А виртуальные лаборатории развивают практические умения и навыки", - добавила учитель.
Ранее, до 2016-2017 года, по словам Динары Бейсембаевой, в основном применялись химические экспериментальные методы работы в лабораториях. Но после изучения разных видов цифрового формата ей понравилась идея использования виртуальных лабораторий и компьютерных симуляций.
Педагог рассказала о плюсах и минусах виртуальных лабораторий. По ее словам, обычный эксперимент не может на 100 процентов быть заменен виртуальным.
"В обычном эксперименте дети могут почувствовать запах, увидеть изменения окраски, выпадение осадка в определенных реакциях, а в виртуальной лаборатории они не могут увидеть такие яркие моменты. Плюсом виртуальных лабораторий является то, что учащиеся могут увидеть механизм реакции на молекулярном уровне. Например, мы не можем наблюдать атомы и молекулы во время химической реакции в лаборатории, а виртуальные лаборатории дают возможность увидеть такие абстрактные процессы как перенос электронов, движение ионов в растворе и так далее. Но виртуальный подход все-таки не заменит практического, потому что ученики учатся правильно работать с посудой, оборудованием и собирать данные во время опыта", - отмечает педагог.
Она рассказала, как происходит отбор детей для подготовки к международным конкурсам и олимпиадам.
"Химия – это абстрактный предмет и именно человек с абстрактным мышлением может понять и представить, что происходит во время химического процесса. В учебном процессе мы можем наблюдать интерес детей к изучаемому предмету, которые демонстрируют навыки критического и абстрактного мышления. Кроме того, психологически можно выявить в классе ученика, которому интересен предмет и готов ли он изучать его на более углубленном уровне", - отметила Динара Бейсембаевв.
По словам учителя, начинается подготовка к олимпиадам с 7 класса и может продолжаться от года до нескольких лет. Для этого выбирается внеурочное время.
Динара Бейсембаева подчеркнула важность мотивации и правильного настроя для учащихся, готовящихся к важным конкурсам и олимпиадам.
"Мотивация очень важна при работе с подростками. Без мотивации очень сложно направить ребенка в нужное русло. И в этом смысле, личность педагога является ролевой моделью для учащихся. Если учащиеся видят, что учитель готов развиваться дальше, не останавливается в профессиональном развитии, применяет новые методики и подходы к обучению, то и дети заинтересованы. Очень существенна роль родителей в психологической поддержке детей во время подготовки их к конкурсам, олимпиадам. Поэтому учителю важно найти правильный подход и к учащимся, и к родителям учеников, который позволит создать дружественную атмосферу и здоровую конкуренцию среди всех членов образовательного сообщества", - делится учитель НИШ.
Проект "Школа онлайн" реализуется Tengrinews.kz совместно с Казахстанским институтом общественного развития "Рухани жаңғыру". В рамках него на сайте публикуются познавательные материалы с экспертами в области образования и психологии по теме особенностей онлайн-обучения.