57,4 процента опрошенных казахстанцев в рамках социологического исследования, проводимого КИОР "Рухани жаңғыру", сообщили, что не удовлетворены онлайн-форматом обучения детей. Об этом сообщила руководитель Центра социологических исследований модернизации общества КИОР "Рухани жаңғыру" Регина Аюпова. Tengrinews.kz рассказывает об этом в рамках проекта "Школа Онлайн".
57,4 процента опрошенных казахстанцев в рамках социологического исследования, проводимого КИОР "Рухани жаңғыру", сообщили, что не удовлетворены онлайн-форматом обучения детей. Об этом сообщила руководитель Центра социологических исследований модернизации общества КИОР "Рухани жаңғыру" Регина Аюпова. Tengrinews.kz рассказывает об этом в рамках проекта "Школа Онлайн".
"Как показывают результаты исследования, более половины опрошенных были не удовлетворены онлайн-форматом обучения. 57,4 процента ответили, что не удовлетворены. Это большинство респондентов. Удовлетворенность отметили 26,7 процента, и 16 процентов сказали, что они не сталкивались. То есть были такие респонденты, у кого еще дети маленькие или еще нет детей", - рассказала Аюпова.
При этом на вопрос, почему вы не удовлетворены онлайн-обучением, на первом месте был вариант ответа "снижение успеваемости". "Чуть более половины респондентов считают, что онлайн-формат обучения негативно сказывается на успеваемости детей. На втором месте – в два раза меньше – было отсутствие учебной атмосферы. То есть родителям и ученикам было необходимо ощущать атмосферу, а сидя дома, они этого не ощущали. Еще одна причина – отсутствие непосредственной коммуникации преподавателя с учениками. Связано с тем, что учитель не в состоянии контролировать дистанционно большое количество учеников", - также рассказала руководитель Центра социологических исследований.
Она также добавила, что возникновение технических неполадок отметили 17,8 процента, это буквально пятая позиция. "Действительно, мы видели в СМИ, слышали от родственников и знакомых, что не все семьи имели возможность оперативно приобрести ноутбук. В некоторых семьях по несколько детей. Детям приходилось обучаться не на одном компьютере, а приходилось закупать по несколько компьютеров, телефонов. Эта проблема имеет место быть", - заметила Аюпова.
Казахстанских родителей также спросили, учитывают ли они, что при выборе будущей профессии рынок труда может измениться и некоторые профессии исчезнут. "Только 27,7 процента изучают рынок труда. Большая часть населения не сильно "заморачивается", скажем так, насчет будущей профессии детей. При этом 28 процентов опрошенных вообще считают, что нет необходимости вмешиваться в будущее своего ребенка. То есть ребенок берет на себя ответственность и сам выбирает профессию", - поделилась результатами исследования Регина Аюпова.
Говоря об этом, она подчеркнула, что прослеживается закономерность: чем выше уровень образования опрошенных, тем чаще они изучают рынок труда. "Респонденты со средним уровнем образования - это 22,5 процента, которые изучают рынок труда, а среди респондентов с высшим образованием – это бакалавры, магистры, кандидаты наук, из них 33,5 процента изучают рынок труда. Чем выше образование, тем выше ответственность родителя. Что ребенку нужно подсказать, так это что сейчас престижные профессии - это не юристы и экономисты, которые сидят в кабинетах. Сейчас возникают новые профессии, и рынок труда обязательно нужно изучать", - подчеркнула Аюпова.
В исследовании также был затронут вопрос относительно того, насколько казахстанцы готовы переучиться и получить новую профессию в связи с развитием новых технологий и автоматизацией на рынке труда.
"46,1 процента сказали, что они готовы переучиться и сменить профессию. 42,4 процента ответили, что не готовы менять профессию, если даже профессия перестанет быть актуальной. В разрезе возрастных групп здесь понятно, что большую готовность показывают молодые респонденты и соответствующую неготовность показывают респонденты от 46 лет и старше", - поделилась данными Аюпова.
При этом, по ее словам, большинство казахстанцев не меняли свою профессию в связи с пандемией. "По результатам наших исследований большинство - 75,4 процента ответили, что не меняли работу. Четверть опрошенных, так или иначе, поменяли работу. Но при этом среди них те, кто поменяли работу из-за пандемии, всего 14,8 процента, а остальные 9,8 процента сказали, что поменяли работу не по причине пандемии", - отметила руководитель Центра социологических исследований.
Казахстанцев также спросили, как часто они пользуются электронными приложениями, чтобы получать образовательные услуги. "43 процента, меньше половины опрошенных, пользуются приложениями для получения образовательных услуг. Это онлайн-курсы, языковые, профессиональные курсы. У нас есть регионы-лидеры, которые используют онлайн-услуги, и есть регионы-аутсайдеры. Ожидаемо, что в лидерах у нас находятся Нур-Султан и Алматы. Павлодарская и Актюбинская области тоже в лидерах. Аутсайдеры - это Жамбылская область и СКО: 13,5 процента опрошенных в Жамбылской области и 20,5 процента в СКО ответили, что пользовались электронными приложениями, чтобы получить образовательные услуги", - отметила Регина Аюпова.
При этом исследование показало, что молодежь чаще участвует в образовательных курсах и курсах повышения квалификации. Городское население чаще участвует в курсах на платной основе, а сельское - на бесплатной основе.
В Казахстанском институте общественного развития "Рухани жаңғыру" дали рекомендации современным родителям:
- изучать современный рынок труда, какие профессии сейчас востребованы и будут востребованы в будущем, чтобы подсказывать и советовать при выборе будущей специальности. Следует обратить внимание на научно-исследовательский журнал востребованных профессий будущего "Атлас новых профессий";
- иметь привычку учиться и проходить дополнительные курсы, курсы повышения квалификации, чтобы быть конкурентоспособным, сегодня есть возможность проходить курсы и обучаться у лучших преподавателей в мире;
- изучать английский и другие иностранные языки.
Проект "Школа онлайн" реализуется Tengrinews.kz совместно с Казахстанским институтом общественного развития "Рухани жаңғыру". В рамках него на сайте публикуются познавательные материалы с экспертами в области образования и психологии по теме особенностей онлайн-обучения.