Казахстанцы все чаще интересуются возможностью приобретения китайских машин. Стоит ли совершать такую покупку и существуют ли риски - Tengri Life задал эти вопросы трем казахстанских автоэкспертам.
Казахстанцы все чаще интересуются возможностью приобретения китайских машин. Стоит ли совершать такую покупку и существуют ли риски - Tengri Life задал эти вопросы трем казахстанских автоэкспертам.
Китайские автомобили на дорогах страны
Председатель Независимого Автомобильного Союза Эдуард Эдоков считает, что спрос на китайские автомобили в Казахстане уже есть. Он сам, к примеру, недавно решился заказать электромобиль из этой страны.
"Я заказал китайский электромобиль, однако мне придется ждать его еще около трех месяцев, так как это совершенно новая модель и их производство только-только стартовало. Можно сказать, что в нашей стране есть спрос на китайские автомобили. Хотя думаю, что Китаю не особенно интересен наш рынок, там ведь продаются миллионы машин в год, у нас всего десятки тысячи. Тем не менее некоторые китайские бренды выходят на наш рынок, открывают официальные представительства", - говорит Эдуард Эдоков.
Эдуард Эдоков планирует ездить на китайском электромобиле по дорогам Алматы - в городе есть более-менее налаженная инфраструктура. Однако подзарядиться на трассе, даже в сторону Астаны, уже не получится - нет соответствующих станций.
"Зарядные станции для электромобилей, согласно давно не актуальным требованиям МЧС, нельзя устанавливать и в паркингах - это тоже определенно минус. Современные аккумуляторы для электромобилей изготавливаются по другим технологиям и из совсем других материалов, чем даже десять лет назад, однако пока эти моменты не учитываются. В целом считаю, что электромобили — это экологичный транспорт, за ними будущее. Возможно, если бы были какие-то налоговые послабления или льготы, было бы больше таких машин на наших дорогах", - сказал Эдуард Эдоков.
КМС по автоспорту, владелец службы эвакуации в Астане Даулет Жумабаев считает, что китайские автомобили на дорогах столицы уже стали достаточно частым явлением.
"Китайский автопром шагнул очень далеко как в дизайне, так и в количестве новых марок и моделей. Заметил сам, что каждый пятый новый автомобиль, что ловит взгляд из потока, оказывается из этой страны. Так что определенно спрос уже есть", - отметил он.
Однако перед покупкой нового транспорта стоит, конечно, взвесить все плюсы и минусы, добавляет Даулет Жумабаев.
Плюсы
Автоблогер Дияс Валихан считает, что плюсов покупки машины из Китая больше, чем минусов.
Цена
Главное преимущество - это цена таких машин, подчеркивает Дияс Валихан.
"При равной стоимости корейских, японских и китайских автомобилей стоит ожидать, что машина из Поднебесной будет выше классом, с большим количеством опции.
Если брать один класс транспорта по характеристикам, то китайская будет стоить существенно ниже. Здесь главный фактор – соотношение цены-качества-количества, которое у машин из Китая определенно удачнее", - сказал он.
Эдуард Эдоков подчеркивает, что новый автомобиль из Китая обычно стоит ощутимо дешевле своих европейских или корейских аналогов.
"Вы покупаете новую машину, причем по довольно разумной цене по сравнению с европейскими или корейскими брендами", - добавил эксперт.
Техническая оснащенность автомобиля
У машин из Китая есть вся необходимая техническая оснащенность и даже больше, продолжает Дияс Валихан.
"Даже такие детали, как, к примеру, быстроработающие дисплеи, обогревы, голосовое управление, большое количество вариантов систем безопасности, доступны уже в машинах среднего ценового сегмента. То есть у них богатое техническое оснащение", - сказал Дияс Валихан.
"Если сравнивать машины одинакового класса с теми же немецкими, японскими, функционал китайских будет намного выше. К примеру, у авто из Поднебесной все будет работать на "электронике". При прочих равных факторах у китайской машины функционал будет гораздо обширнее", - отметил Эдуард Эдоков.
Солидарен с коллегами в этом вопросе и Даулет Жумабаев.
"Оснащение очень богатое, иногда даже сверх меры. Это также привлекает многих потенциальных покупателей", - добавил он.
Гарантия
"Китайские компании предлагают на свои авто отличную гарантию. У них норма – 5 лет или на 150 тысяч километров. Некоторые даже предлагают гарантию на 7 лет или на 200 тысяч километров. Китайские бренды сейчас выходят на новый рынок и стараются предлагать максимально удобные опции. Те же японские и корейские компании таких гарантий не предоставляют", - считает Дияс Валихан.
Большое разнообразие моделей
"У Китая огромное количество автозаводов - только тех, кто производит электромобили порядка 180. Они выпускают машины на любой вкус, цвет и кошелек. В данный момент на наш рынок это изобилие не выходит, поскольку им пока это мало интересно. Но если вы захотите китайский автомобиль, то вам постараются привезти любой", - продолжил Эдуард Эдоков.
Привлекательные финансовые инструменты
"Помимо традиционных вариантов - покупка за наличные, кредит - есть также программы рассрочки с минимальной процентной ставкой. Например, знаю, что одна из компаний предлагает взять такой вариант: рассрочка, где первый год процентная ставка всего под 0,01 %. Далее уже идут условия, как у кредита. Если получится закрыть за год, то это максимально удобный вариант без дополнительных банковских займов", - продолжает Дияс Валихан.
Доступность машин
"По текущей ситуации на казахстанском рынке знаю, что китайские машины есть в наличии и доступны для покупки. В случае, даже если их нет, их не придется долго ждать", - сказал Дияс Валихан.
"Думаю, что вышеперечисленные моменты сформируют еще большой спрос на китайские автомобили в нашей стране. Считаю, что в течение нескольких лет такие машины могут занять хорошую процентную долю на рынке", - подметил Эдуард Эдоков.
Минусы
Автозапчасти
Конечно, идеальных вариантов не существует, продолжают эксперты. При поломке таких автомобилей могут быть проблемы с поиском запчастей.
"К сожалению, бывают модели у дилеров, которые могут быть не обеспечены достаточным количеством запчастей. Да, с ходовыми нет проблем, а, например, с такими деталями, как дверь или заднее стекло – то, что не пользуется каждодневным спросом – могут возникнуть трудности", - сказал Дияс Валихан.
Даулет Жумабаев согласен, что могут возникнуть вопросы с поиском автозапчастей для китайских машин.
"Ранее на моей практике были случаи, когда китайский завод-производитель сообщал, что данной запчасти нет и не будет, так как машина произведена пять лет назад и уже снята с производства. Им очень жаль, и они ничем не могут помочь. В таких случаях придется довольно долго искать варианты замены", - добавил он.
Язык управления
Если вы завозите автомобиль из Китая самостоятельно, то будьте готовы, что придется адаптировать язык управления машины, говорит председатель Независимого Автомобильного Союза.
"Те машины, что завезены самостоятельно, не через официальных дилеров, они не русифицированы (не адаптированы и на казахский язык), и все, соответственно, на китайском языке. Перевод на другой язык осуществляется уже сторонними компаниями – вы делаете это на свой страх и риск. Это решаемый момент, но все же это трата времени и дополнительных денег", - продолжил Эдуард Эдоков.
Недостаток сервисного обслуживания
"Пока в нашей стране недостаточное количество официальных автодилеров. По тем же электромобилям практически нет вообще. То есть будут вопросы по обслуживанию, гарантиям", - считает Эдуард Эдоков.
Перепродажа авто
Будьте готовы, что при перепродаже машины могут возникнуть проблемы, говорит Валихан, так как пока многие относятся с недоверием к китайским автомобилям. Возможно, придется ожидать снижения цены.
"Как правило, малоизвестные марки вызывают меньше доверия у потенциальных покупателей. Поэтому, да, в цене они пока теряют больше, чем их японские и корейские конкуренты. То есть при перепродаже одинакового класса машин не стоит рассчитывать получить такую же сумму, как за импортные авто других стран, той же Южной Кореи или Японии", - сказал Дияс Валихан.
"Есть вероятность, что со временем машина может потерять цену на вторичном рынке или же потеряет свою ликвидность и первый хозяин, купивший авто с салона, может стать его единственным владельцем", - считает Даулет Жумабаев.
"По сравнению с другими компаниями многие китайские марки существуют недолго. Условно 20-30 лет против 100. Тут тоже есть определенные моменты и риски. Но китайский автопром очень быстро учится - даже оглядываясь на пять лет назад, видно, как компании выросли по качеству, по функционалу", - сказал Эдуард Эдоков.
Эдоков добавляет, что, взвесив все плюсы и минусы, лично он принял решение заказать электромобиль из Китая.
"Еще пять лет назад скептически относился к китайскому автопрому, но видя прогресс, проголосовал деньгами. Мало кто в стране может позволить себе покупать новые автомобили по цене в 50-60 тысяч долларов (около 22 422 000 - 26 907 000 тенге), а китайский такого же класса может стоить 20-30 тысяч долларов (примерно 8 969 000 - 13 453 000 тенге). Да, ходовые характеристики, скорее всего, будут не такими, как у немецких топовых производителей, но для обычного потребителя вполне достаточно. Если еще официальные дилеры будут осуществлять достойную сервисную поддержку, обслуживание, то это будет прекрасным бюджетным решением", - резюмировал Эдоков.
С 10 по 12 мая 2023 года в Астане прошла международная автовыставка в рамках XI Форума машиностроителей, где стало известно, какие модели ведущих китайских брендов будут производить в Казахстане. Подробнее об этом можно прочитать по ссылке.