На своей странице в Facebook президент Научно-образовательного фонда "Аспандау" Канат Нуров подверг критике комментарии регулятора о причинах ослабления тенге, передает корреспондент Tengrinews.kz.
На своей странице в Facebook президент Научно-образовательного фонда "Аспандау" Канат Нуров подверг критике комментарии регулятора о причинах ослабления тенге, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Он напомнил, что в конце прошлого года глава Нацбанка РК Данияр Акишев заявил, что финрегулятор не допустит резких и дестабилизирующих изменений обменного курса валюты.
"Если учесть это программное заявление Данияра Акишева в конце прошлого года, то последнее резкое падение обменного курса тенге к доллару необходимо было бы считать операционным недоразумением, типа Нацбанк недосмотрел, проморгал влияние намного меньших его игроков на валютном рынке. Но экономический ущерб от этого недоразумения не становится меньше, и негативное значение его трудно переоценить. То, что нефть упала в цене примерно в такой же пропорции - недостаточное основание для столь резкого падения, так как курс рубля опустился в три раза меньшей пропорции", - написал он.
По его словам, плавная корректировка курса тенге должна была начаться лишь после снижения цены нефти до 40 долларов за баррель, как следовало из вполне адекватных расчетов Нацбанка, увязанных с кредитованием экономики и инфляционным регулированием. "Все это окончательно дезавуирует валютно-финансовую политику нашей республики, пережившей погодные кошмары вынужденных одномоментных девальваций последних двух лет. Приход нового главы Нацбанка, повышение депозитной ставки в тенге до 14 процентов и декларация политики дедолларизации должны были успокоить население и дать экономике новый шанс на рост и развитие. Как ни странно, это в некоторой степени удалось, так как никто не мог поверить, что можно намеренно всех переводить в тенге, а потом проводить неожиданную девальвацию, чтобы ограбить граждан. Мошенничество не должно и не может быть публичным. Это недоразумение можно было бы ликвидировать обратным плавным отскоком курса тенге вверх, чтобы неповадно было никому играть с курсом национальной валюты", - рассуждает Нуров.
"Но абсолютно некомпетентное заявление департамента монетарных операций вбивает последний гвоздь в гроб казахстанской экономики - издевательское утверждение о том, что всему виной дедолларизация, означает, что это резкое падение тенге не недоразумение вовсе, а сознательная политика Нацбанка. Все, кто вкладывал в казахстанскую экономику свои долларовые сбережения, рассчитывая на то, что тенговые доходы от предприятий и депозитов покроют прежние убытки от девальваций, теперь получили ясное послание - этого не будет никогда, это от них не зависит и, более того, они никогда не смогут предсказать и предотвратить свое банкротство из-за девальвации", - продолжил он.
Эксперт считает, что тенговый оборот предприятий будут сворачивать, вслед за этим будет нарастать инфляция тенге и еще больше будет сокращаться тенговое кредитование, а о тенговых депозитах придется просто забыть как об анахронизме. "Это "начало конца" финансового и кредитного потенциала казахской суверенной национальной валюты. Надеюсь, что Нацбанк услышит этот "глас вопиющего в пустыне" и вернется к объявленным расчетам или начнет обоснованно объявлять новые расчеты, прежде чем менять старые. Все очень просто: тенге объективно привязано к рублю (гравитацию российской экономики для Казахстана еще никто не отменял), рубль привязан к нефти и глобальной экономике, а наша экономика не настолько велика, чтобы Нацбанк позволял отдельным игрокам на рынке в условиях "свободно плавающего курса" резко искажать эти объективные фундаментальные факторы", - отметил Нуров.
По его мнению, прозрачность эффективна не только в кредитно-денежной и валютно-финансовой политиках, но и в любой государственной политике, так как государство - это союз граждан, прежде всего, и политика государства - это их политика, даже в условиях авторитарного режима. "Если рынок решил уже своими ожиданиями, что девальвация состоялась, все ушли в доллар, нет смысла ее откладывать, смерти подобно. И уж тем более, наоборот, никак нельзя неожиданно ее проводить, если рынок ее не ожидает. Если мы будет обманывать рынок, то страну потеряем. А если мы все потеряем нашу страну, то нет смысла в наших личных богатствах, их у нас отберут другие страны, в силу их "незаконности", да и поделом нам будем, раз не состоялись как гражданская нация", - подытожил Нуров.
Ранее доктор делового администрирования Ерлан Ибрагим не исключил, что курс национальной валюты продолжит обесцениваться. По его словам, до конца августа курс нацвалюты будет торговаться в пределах 350-360 тенге за доллар. "Ослабление тенге обусловлено рядом существенных факторов, непростой ситуацией в экономике страны, снижением стоимости нефти, понижением базовой ставки", - считает Ибрагим, добавив, что Нацбанк РК не станет прикладывать значительных усилий для удержания тенге.