РЕФЕРЕНДУМ ПО АЭС - 6 ОКТЯБРЯ
28 октября 2013 | 16:03

Бюджетная эффективность: Уровень Казахстана среди стран СНГ ниже среднего

Ажар Аширова корреспондент

ПОДЕЛИТЬСЯ

Казахстан находится на уровне ниже среднего по эффективности расходования бюджетных средств в бывшем СНГ. Иллюстрация tengrinews.kz Казахстан находится на уровне ниже среднего по эффективности расходования бюджетных средств в бывшем СНГ. Иллюстрация tengrinews.kz

Бюджетная эффективность в Казахстане находится на уровне ниже среднего по сравнению с другими странами СНГ, однако выше Беларуси и примерно наравне с Украиной. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz заявила старший аналитик компании "Альпари" Анна Бодрова. По словам аналитика, в Казахстане есть проблемы с эффективностью расходования бюджетных средств, так как многие госпрограммы дублируют друг друга. "Ряд производственных мощностей остаются неиспользованными, в то время как новые предприятия, появляющиеся в экономике, не учитывают системы сбыта продукции и наличие конкуренции в секторе. Эти сбои видно и в промпроизводстве (авиастроение), и в аграрном секторе (мясомолочное производство), и в ряде других", - пояснила Бодрова. В свою очередь, аналитик управляющей компании "Финам Менеджмент" отметил, что в целом, Казахстан, на первый взгляд, довольно последовательно идет по пути оптимизации бюджетной политики. "Уже в 2013 году формирование республиканского бюджета на 2014-2016 годы основывается на новых подходах, определенных концепцией новой бюджетной политики", - сказал он. По словам аналитика, согласно официальным данным, расходы бюджета Казахстана на трехлетний период определены в пределах фискальных ограничений по дефициту, управление которым будет основным правилом бюджетной политики. "В целях обеспечения макроэкономической стабильности и поддержания госдолга на умеренном уровне (не более 13,9 процента к ВВП к 2020 году) в проекте республиканского бюджета предусмотрено снижение дефицита относительно ВВП с 2,4 процента в 2014 году и до 1,9 процента в 2016 году", - отметил Клягин. При этом он добавил, что к 2020 году дефицит бюджета планируется снизить до 1,4 процента к ВВП. Отметим, средства Национального фонда для финансирования расходов бюджета будут использоваться в ограниченном объеме, обеспечивающем сбережение нефтяных доходов. Для усиления сберегательной функции неснижаемый остаток средств в Национальном фонде увеличен с 20 до 30 процентов к ВВП. Как отметил старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Жаннур Ашигали, в Казахстане и России высоки риски роста дефицита бюджета и снижения бюджетной эффективности. Однако, по его словам, российский вариант носит более жесткий характер, так как эта экономика довольно близко приблизилась к рецессионному положению. "Правительство России уже объявило о секвестре, который затронет почти все социальные направления, причем преимущественно бюджетников. Между тем, ряд стратегических программ отложен до 2018 года", - напомнил собеседник. При таком сравнении бюджетная эффективность в Казахстане на хорошем уровне, а показатели дефицита отображают более продуманную долгосрочную политику. "Казахстан, вводящий новые требования по некоторым категориям налогообложения физических лиц, тем не менее, далек от того уровня рисков бюджетного дефицита, которые испытывают Беларусь или Россия", - отметил аналитик. В отличие от первого спикера, Ашигали считает, что относительно соседних экономик, Казахстан смотрится довольно позитивно. "В Кыргызстане ключевой проблемой является бюджетный дефицит, где традиционно расходная часть не покрывается доходами. В 2012 году, к примеру, доходы, составляя 28,6 процента от ВВП этой страны, не могли покрыть расходную часть в 35,2 процента ВВП. В 2012 году дефицит претерпел рост от 4,8 процента от объема экономики в 2011 году до 6,6 процента", - отметил собеседник. Аналитиком также рассмотрена бюджетная эффективность Украины. В этой стране проблема бюджетного дефицита актуальна из-за торможения торговли с Европой. "В целом, проблемы в экономике негативно влияют на исполнение госбюджета, доходы которого по итогам трех кварталов текущего года выросли по отношению к аналогичному периоду прошлого года лишь на четыре процента при плановом росте девять процентов", - сказал он. По словам Ашигали, в Беларуси наблюдается тенденция на сокращение расходной части бюджета, что началось с сокращения расходов на государственное управление в 2013 году при дефиците бюджета этого сектора в 0,8 процента от ВВП. "Белорусский регулятор признает потери бюджета в 17 триллионов белорусских рублей в 2013 году в связи с ухудшением внешней конъюнктуры", - добавил спикер.


Бюджетная эффективность в Казахстане находится на уровне ниже среднего по сравнению с другими странами СНГ, однако выше Беларуси и примерно наравне с Украиной. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz заявила старший аналитик компании "Альпари" Анна Бодрова. По словам аналитика, в Казахстане есть проблемы с эффективностью расходования бюджетных средств, так как многие госпрограммы дублируют друг друга. "Ряд производственных мощностей остаются неиспользованными, в то время как новые предприятия, появляющиеся в экономике, не учитывают системы сбыта продукции и наличие конкуренции в секторе. Эти сбои видно и в промпроизводстве (авиастроение), и в аграрном секторе (мясомолочное производство), и в ряде других", - пояснила Бодрова. В свою очередь, аналитик управляющей компании "Финам Менеджмент" отметил, что в целом, Казахстан, на первый взгляд, довольно последовательно идет по пути оптимизации бюджетной политики. "Уже в 2013 году формирование республиканского бюджета на 2014-2016 годы основывается на новых подходах, определенных концепцией новой бюджетной политики", - сказал он. По словам аналитика, согласно официальным данным, расходы бюджета Казахстана на трехлетний период определены в пределах фискальных ограничений по дефициту, управление которым будет основным правилом бюджетной политики. "В целях обеспечения макроэкономической стабильности и поддержания госдолга на умеренном уровне (не более 13,9 процента к ВВП к 2020 году) в проекте республиканского бюджета предусмотрено снижение дефицита относительно ВВП с 2,4 процента в 2014 году и до 1,9 процента в 2016 году", - отметил Клягин. При этом он добавил, что к 2020 году дефицит бюджета планируется снизить до 1,4 процента к ВВП. Отметим, средства Национального фонда для финансирования расходов бюджета будут использоваться в ограниченном объеме, обеспечивающем сбережение нефтяных доходов. Для усиления сберегательной функции неснижаемый остаток средств в Национальном фонде увеличен с 20 до 30 процентов к ВВП. Как отметил старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Жаннур Ашигали, в Казахстане и России высоки риски роста дефицита бюджета и снижения бюджетной эффективности. Однако, по его словам, российский вариант носит более жесткий характер, так как эта экономика довольно близко приблизилась к рецессионному положению. "Правительство России уже объявило о секвестре, который затронет почти все социальные направления, причем преимущественно бюджетников. Между тем, ряд стратегических программ отложен до 2018 года", - напомнил собеседник. При таком сравнении бюджетная эффективность в Казахстане на хорошем уровне, а показатели дефицита отображают более продуманную долгосрочную политику. "Казахстан, вводящий новые требования по некоторым категориям налогообложения физических лиц, тем не менее, далек от того уровня рисков бюджетного дефицита, которые испытывают Беларусь или Россия", - отметил аналитик. В отличие от первого спикера, Ашигали считает, что относительно соседних экономик, Казахстан смотрится довольно позитивно. "В Кыргызстане ключевой проблемой является бюджетный дефицит, где традиционно расходная часть не покрывается доходами. В 2012 году, к примеру, доходы, составляя 28,6 процента от ВВП этой страны, не могли покрыть расходную часть в 35,2 процента ВВП. В 2012 году дефицит претерпел рост от 4,8 процента от объема экономики в 2011 году до 6,6 процента", - отметил собеседник. Аналитиком также рассмотрена бюджетная эффективность Украины. В этой стране проблема бюджетного дефицита актуальна из-за торможения торговли с Европой. "В целом, проблемы в экономике негативно влияют на исполнение госбюджета, доходы которого по итогам трех кварталов текущего года выросли по отношению к аналогичному периоду прошлого года лишь на четыре процента при плановом росте девять процентов", - сказал он. По словам Ашигали, в Беларуси наблюдается тенденция на сокращение расходной части бюджета, что началось с сокращения расходов на государственное управление в 2013 году при дефиците бюджета этого сектора в 0,8 процента от ВВП. "Белорусский регулятор признает потери бюджета в 17 триллионов белорусских рублей в 2013 году в связи с ухудшением внешней конъюнктуры", - добавил спикер.
Читайте также
Join Telegram

Курс валют

 480.4   533.87   5.33 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети