13 декабря 2016 | 11:26

Что будет с ценами на бензин в Казахстане в новом году - эксперты

На казахстанских заправках за год значительно выросли цены на АИ-92. По официальным данным, с начала года цены производителей на бензин повысились на 13,7 процента. Сейчас цена на топливо варьируется от 133 до 140 тенге за литр. Опрошенные корреспондентом Tengrinews.kz эксперты рассказали о том, что будет с ценами на бензин в 2017 году и будет ли топливо стоить 150 тенге за литр.

ПОДЕЛИТЬСЯ

На казахстанских заправках за год значительно выросли цены на АИ-92. По официальным данным, с начала года цены производителей на бензин повысились на 13,7 процента. Сейчас цена на топливо варьируется от 133 до 140 тенге за литр. Опрошенные корреспондентом Tengrinews.kz эксперты рассказали о том, что будет с ценами на бензин в 2017 году и будет ли топливо стоить 150 тенге за литр.

По словам экономиста Astana Best Consulting Group Армана Байганова, рост стоимости бензина и дизельного топлива в новом году продолжится. При этом экономист придерживается мнения, что цена на бензин не превысит отметки 155 тенге за литр. Тем не менее, как считает Байганов, многое зависит от того, какой курс тенге сложится в 2017 году: если Национальный Банк РК будет придерживаться политики слабого тенге при более высоких макроэкономических показателях развития страны, то это однозначно скажется на росте ГСМ.

Реклама
Реклама

Как ранее отмечал Байганов, чем выше будет курс рубля по отношению к тенге, тем больше будет разница в стоимости бензина и дизельного топлива в двух странах. По его словам, рано или поздно казахстанскому правительству придется поднять стоимость топлива, чтобы сократить диспропорции в ценах между странами. "Стоимость бензина в России дороже на 36,5 процента, а дизтоплива и того больше - на 73,7 процента, а это очень много. Учитывая наличие прозрачных границ в рамках Евразийского экономического союза, это означает, что в скором времени будет очередное подорожание бензина и дизтоплива. Производимые бензин и дизтопливо в Казахстане будут разными путями поставляться в Россию, тем самым создавая дефицит топлива у нас в стране. Для того чтобы стали невыгодны поставки топлива в соседнюю страну, необходимо, чтобы разница в стоимости составляла хотя бы 20 процентов. Другими словами, на сегодня розничная цена топлива должна составлять не менее 143 тенге за литр", - пришел к такому выводу эксперт, добавив, что сейчас уполномоченный орган не дает ценам сильно подняться. 

Еще один эксперт в нефтегазовой сфере Сергей Смирнов, делая прогноз на 2017 год, отметил, что ситуация на рынке ГСМ будет зависеть от России. По его данным, более 35 процентов бензина ежегодно завозится из России, дизельного топлива - 400-500 тысяч тонн. "Факты говорят о том, что цена на нефтепродукты определяет ситуация в России. Цены там падают, у нас тоже снижаются, там начинают расти, и у нас растут", - заметил Смирнов. По его словам, цены в 2017 году точно снижаться не будут, а повышаться вполне возможно. "Можно вспомнить период, когда цены на нефть были на уровне 145 долларов за баррель, сколько стоил у нас бензин? Не ниже, чем сейчас, когда нефть держится в районе 53 долларов за баррель. Другими словами, сейчас стоимость нефти в три раза дешевле, а цена на бензин почти такая же, как при 145 долларах за баррель", - отметил аналитик. Он делает вывод, что в Казахстане нет рыночных цен на ГСМ.

Подобное мнение разделяет и аналитик в сфере нефти и газа Камилла Манакова. По ее словам, сейчас в Казахстане идет либерализация внутреннего рынка. Она напомнила, что в 2015 году правительство отказалось от государственного регулирования цен на бензин марки АИ-92/93, а в августе 2016 года - на дизтопливо. При этом ожидается, что в 2017 году отменят регулирование АИ-80. Собеседница объясняет, что реальным сдерживающим фактором для стоимости ГСМ является не прямое регулирование, а косвенное - через контроль стоимости нефти на внутреннем рынке.

"Правительство обязывает нефтедобывающие компании поставлять часть добытой сырой нефти на внутренний рынок, причем она может быть значительно ниже мировых цен и может даже устанавливаться на уровне себестоимости добычи нефти (условия по поставкам нефти на внутренний рынок устанавливаются в контрактах на недропользование). Например, до апреля 2016 года стоимость поставляемой РД КМГ (АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз", основной поставщик нефти на внутренний рынок - прим. авт.) нефти на внутренний рынок в среднем была в два-три раза дешевле, чем на мировых рынках, и это убыточно для компании", - поясняет аналитик.

По информации Манаковой, основная нагрузка по ценам на бензин изначально приходилась на национального оператора, а не конечных потребителей. Как рассказала Манакова, к 2018 году доля поставок на внутренний рынок у РД КМГ вырастет до 40-45 процентов, что, в свою очередь, может привести к снижению конкурентоспособности всей группы компаний КМГ, а значит, и всей отрасли.

"И хотя срок этих обязательств РД КМГ уже истек, ситуация пока не особо изменилась. С апреля 2016 года РД КМГ перешло от продажи сырой нефти КМГ ПМ (АО "Казмунайгаз - переработка и маркетинг" - прим. авт.) к самостоятельной переработке на НПЗ и последующей продаже ГСМ КМГ ПМ, выступающей в качестве агента по продажам. Цену на ГСМ РД КМГ теперь устанавливает в одностороннем порядке (дороже, чем раньше, в два раза), что должно отразиться на стоимости ГСМ на внутреннем рынке. Но проблематичность утверждения цены - фактор, сдерживающий цену на топливо, сохраняется", - констатировала эксперт. 

По ее мнению, завершение обязательств РД КМГ по поставкам нефти на внутренний рынок (на переработку) и отмена госрегулирования цен на топливо - все это приводит к удорожанию бензина. Отвечая на вопрос, сколько составляет реальная рыночная цена топлива, Манакова отмечает, что до апреля 2015 года действовала специальная сложная формула для определения конечных розничных цен на ГСМ, но если бы она действительно применялась, то нефтепродукты стоили бы раза в два дороже. Аналитик придерживается мнения, что социальная политика при определении цен на ГСМ изначально была важнее экономической повестки. 

Эксперт также обращает внимание на то, что в соответствии с рыночными реалиями ценовая нагрузка должна лежать на конечных потребителях, а не на самой отрасли. По ее словам, иначе отрасль не будет развиваться, что в итоге плохо отразится на тех же потребителях. Манакова приводит в пример мировую практику. Она свидетельствует об эффективности либерализации внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов, благодаря которой ценообразование прозрачно, топливо качественное, дефицита ГСМ нет, но, разумеется, цены на ГСМ выше.

"Возьмем в качестве примера Норвегию. У нефтегазового сектора Казахстана много схожих с Норвегией параметров: по объемам добычи, экспорта и переработки нефти. Однако, в отличие от Казахстана, внутренний рынок Норвегии полностью либерализован, регулированию не подлежат ни нефть, ни ГСМ. При этом производство бензина в Норвегии превышает спрос на внутреннем рынке по меньшей мере в четыре раза. В Казахстане же спрос на бензин на внутреннем рынке удовлетворяется за счет производства только на 50-60 процентов, остальное восполняется импортом. Норвежский бензин в четыре раза дороже казахстанского, один из самых дорогих в мире", - поясняет нефтегазовый аналитик. 

Делая вывод, Манакова объясняет, что если бы казахстанский рынок "отрабатывал" свои возможности, как норвежский, то наш бензин был бы раза в четыре дороже или как минимум двое дороже, если бы цены не сдерживали искусственно. Она считает, что бензин в условиях постепенной либерализации рынка будет дорожать неизбежно.  "В мае 2015 года, когда отменили госрегулирование АИ-92, он стоил 108 тенге за литр, а сейчас в пределах 130 тенге за литр. С такими темпами цена до 150 тенге литр в 2017 году представляется вполне реальной", - резюмировала собеседница.

Ранее министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев объяснил рост цен на бензин в Казахстане. Он напомнил, что основная проблема, связанная с ценами на бензин, заключается в том, что Казахстан по бензину АИ-92 на 30 процентов зависит от поставок из России. 


Показать комментарии
Читайте также
Реклама
Реклама
Join Telegram