Смена финансовых настроений на Ближнем Востоке и в Китае, где отказываются торговать нефтью в долларах, а также то, как новый президент США Дональд Трамп выстраивает отношения с бывшими союзниками, в будущем может поколебать положение американской валюты на мировой арене. Об этом пишет австрийская газета Die Presse.
Смена финансовых настроений на Ближнем Востоке и в Китае, где отказываются торговать нефтью в долларах, а также то, как новый президент США Дональд Трамп выстраивает отношения с бывшими союзниками, в будущем может поколебать положение американской валюты на мировой арене. Об этом пишет австрийская газета Die Presse.
Издание напоминает, что Трамп не раз называл ядерное соглашение с Ираном "худшей сделкой в истории" и грозился его аннулировать. При этом экс-госсекретарь США Джон Керри заявлял, что это верный путь к лишению доллара статуса мировой резервной валюты.
Однако новый глава Белого дома делает ставку на смену внешнеполитического курса. Он выступает за сближение с Россией, а отношения с Китаем становятся все более напряженными. Со старыми союзниками в Саудовской Аравии Трамп также ведет себя грубо. "Как это может отразиться на долларе?" - задается вопросом автор статьи.
Журналист объясняет, что доллар играет центральную роль в нынешней денежной системе. Ее сейчас действительно подвергают критике, но, несмотря на бряцание оружием, до сих пор она сохраняла неплохую устойчивость, ведь никто не заинтересован в хаосе. Эта нефтедолларовая система возникла благодаря сделке, которую бывший президент США Ричард Никсон и экс-госсекретарь Генри Киссинджер заключили с Саудовской Аравией. Саудовцы согласились продавать нефть только за доллары, а американцы гарантировали им безопасность и поставки вооружения.
Десятки лет центральные банки по всему миру накапливали горы долларов, потому что они им были нужны для торговли нефтью, продолжает издание. При этом черное золото до сих пор остается неотъемлемой частью глобальной экономики. В результате нефтедоллар быстро стал всемирно признанным стандартом. Однако у этой системы есть бреши, отмечает автор статьи.
Режим в Тегеране даже и не думает торговать нефтью за доллары. "Евро - это наша самая важная торговая валюта, потому что мы не торгуем в американских долларах", - заявил глава иранского Центрального банка Валиолла Сейф. Вторая по важности валюта для производителей нефти - это китайский юань. Торговля с Пекином тоже проходит без доллара.
Это означает, что и Китай уже не так сильно зависит от своих долларовых резервов. Еще в ноябре 2013 года в китайском Центральном банке заявили, что Китаю больше не выгодно накапливать резервы иностранной валюты. Чуть позже Пекин начал активно продавать свои долларовые резервы. То же самое стала делать и Саудовская Аравия. "Возможно, пик накопления долларовых резервов уже пройден?" - цитирует журналиста ИноТВ.
Даже в Америке стали размышлять иначе, продолжает автор. Бывший советник по экономическим вопросам в Белом доме Джаред Бернстайн два года назад заявил: "То, что раньше было привилегией, сегодня стало бременем, которое мешает увеличить количество рабочих мест, раздувает дефицит бюджета и торговый дефицит, а также создает финансовые пузыри. Чтобы вновь вернуть американскую экономику на правильный путь развития, правительство должно отказаться от поддержания статуса доллара в качестве резервной валюты".
С аргументами Бернстайна перекликаются некоторые из идей Трампа. Например, обещание вернуть в страну рабочие места. В то же время как нарочно объявился тот самый Генри Киссинджер, отмечает издание. Он станет посредником в переговорах между российским президентом Владимиром Путиным и Трампом. "Вопрос лишь в том: поведет он речь о возрождении нефтедоллара или о его последовательном устранении?" - говорится в заключении статьи.