25 ноября текущего года Главой государства подписан Закон«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оказания государственных услуг», инициированный депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан.
В целях оптимизации государственных услуг в сфере регистрации актов гражданского состояния внесены поправки в более 50 статей Кодекса «О браке (супружестве) и семье» (далее - Кодекс).
Для удобства граждан введен экстерриториальный принцип всех видов регистрации актов гражданского состояния, выдачи повторных свидетельств и справок. Теперь, при необходимости получения повторного свидетельства о рождении вне зависимости от того в каком регионе родился человек повторное свидетельство о рождении он сможет получить в любом регистрирующем органе по желанию.
По выбору родителей регистрация рождения ребенка может оказываться проактивным способом, посредством смс уведомлений.
Предусмотрена возможность регистрации рождения ребенка и выдача свидетельства о рождении, в случаях отсутствия у матери документов, удостоверяющих личность. Тем самым решается проблема без гражданства детей с рождения.
Теперь возможно присвоение двойных имен и отчеств через дефис. К примеру, если отца зовут Али-Аскар, отчество можно будет присвоить Али-Аскарович или Али-Аскарулы.
Расширен перечень документов для регистрации рождения детей,свидетельства которых выданы за пределами Республики Казахстан.
К примеру, если ребенок родился в Узбекистане и свидетельство о рождении выдано по месту рождения, то согласно новым поправкам родители могут получить свидетельство о рождении казахстанского образца в любом регистрирующем органе с указанием фактического места рождения ребенка.
Данная новелла позволит родителям получать в электронном виде такие государственные услуги,как постановка на очередь в детские дошкольные учреждения, прикрепление к медицинским организациям, назначение адресной социальной помощи, снижение долговой нагрузки и тому подобное.
Исключены некоторые виды регистрации актов гражданского состояния в связи с их автоматизацией.
Вместо 2-х свидетельств: свидетельства об усыновлении или об установлении отцовства и рождении, регистрирующим органом будет выдаваться только одно свидетельство о рождении ребенка, которое будет содержать персональные данные ребенка и данные о его родителях.
Автоматизирована процедура регистрации расторжения брака на основании решения суда. Данные сведения будут автоматически поступать в информационную систему Министерства юстиции и в актовой записи о заключении брака будет проставляться отметка о его расторжении.
Исключена необходимость предоставления гражданами документов, которые регистрирующий орган может получить из информационных систем государственных органов (решение суда, медицинское свидетельство, сведения о зарегистрированных актовых записях в РК и др.).
Все вышеуказанные новеллы позволят сократить временные и финансовые затраты граждан, а также перевести в цифровой формат процесс оказания государственных услуг.