Казахстану рекомендовано продолжать свои усилия в борьбе с коррупцией и далее продвигать реформы. С таким резюме опубликован официальный релиз четвертого раунда мониторинга исполнения Стамбульского плана действий.
В 2016 году исследовалась коррупция в высшем образовании. Вся итоговая информация собрана в четыре раздела: Антикоррупционная политика, Предотвращение коррупции, Уголовная ответственность за коррупцию и ее применение, Предотвращение и преследование коррупции в отдельном секторе.
Давайте рассмотрим вопросы участия гражданского общества в антикорруцпионной политике. Тем более, что ранее в этом направлении Казахстан получал низкую оценку - доказать, что государство прислушивается к голосу гражданского общества, чиновникам не удавалось. Вот выдержка из отчета о третьем раунде мониторинга: «Обеспечить принятие и надлежащее исполнение ответственными органами новой антикоррупционной стратегии и плана действий на основе тщательного анализа ситуации с коррупцией и её тенденций, оценки предыдущих усилий по борьбе с коррупцией, результатов исследований о коррупции в Казахстане, в том числе проведенных НПО, статистических и других данных о результатах работы государственных органов по противодействию коррупции, а также предложений и анализа государственных ведомств, гражданского общества и представителей бизнес-сектора.»
А вот что по этому же поводу пишут эксперты ОЭСР по результатам четвертого раунда мониторинга: «Что касается участия представителей гражданского общества, то в ответах на вопросник, а также в ходе мониторингового визита, представители властей квалифицировали участие гражданского общества в разработке Стратегии как достаточное, значимое и систематическое, но не смогли привести конкретных примеров того, как это участие повлияло на содержание Стратегии и Плана.»
Мнение о том, что голоса гражданского общества не слышно в общем информационном поле, поддерживают не только иностранные эксперты, но и большинство граждан страны. Отчасти это действительно так. Далеко не у каждой неправительственной организации есть свой сайт, либо деньги на популяризацию своей позиции. Поэтому законодательные инициативы НПО, их вклад в законотворчесткую деятельность не всегда видно.
Для СМИ новости, касающиеся деятельности НПО, не относятся к топовым, способными привлечь максимум читателей или зрителей. Международных экспертов же интересуют факты, которые можно доказать – публикациями в прессе, на сайтах государственных органов или неправительственных организаций.
В то же время прямо сейчас представители гражданского сектора активно участвуют в рабочих группах Мажилиса, в консультативно-совещательных органах на государственном и местном уровне. Участвуют в мониторинговых группах по исполнению республиканского, а также региональных планов мероприятий по исполнению Антикоррупционной стратегии. Например, общественный фонд Трансперенси Казахстан внёс более десяти предложений в новый план мероприятий по исполнению Антикоррупуионной стратегии на 2018-2020 гг.
В Казахстане уже сформирован пул активных НПО, которые вносят значительный вклад в развитие казахстанского законодательства. Это подтверждают экспертные опросы и исследования, проводимые Транспаренси Казахстан. С принятием законов «Об общественных советах», «О доступе к информации», «О правовых актах» роль гражданских активистов и влияние на внутреннюю политику страны будет только расти. И эти тенденции
отмечены экспертами ОЭСР: «Власти сообщают о принятии в 2016 г. поправок к Закону «Об
общественных советах», в соответствии с которым советы создаются как на местном уровне (в областях, городах), так и на национальном (в различных сферах деятельности). Советы формируются рабочими группами, возглавляемыми на республиканском уровне первым
руководителем соответствующего государственного органа, а на местном – руководителем местного представительного органа. Представительство от гражданского общества составляет не менее двух третей от общего числа членов рабочей группы и формируется на основе предложений некоммерческих организаций и граждан. На сегодняшний день создано 229 общественных советов с общей численностью порядка 4000 человек, в том числе 16 советов на республиканском уровне и 213 – на региональном уровне.
По словам властей, в составе советов республиканского уровня 75% членов составляют представители гражданского сектора, избранные на конкурсной основе. В целях совершенствования их деятельности на основании предложений советов, государственных органов и международных организаций подготовлен проект Типового положения об
Общественном совете. Также 16 ноября 2015 г. принят Закон «О доступе к информации». Законом расширен перечень сведений, доступ к которым не подлежит ограничению. Это, в частности: данные о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов, чрезвычайных ситуациях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, их последствиях, а также стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о фактах совершения актов терроризма и др.
Закон «О правовых актах» от 6 апреля 2016 г. предусматривает две процедуры публичного обсуждения проектов нормативно-правовых актов (НПА): 1) проекты НПА, затрагивающие интересы субъектов частного предпринимательства, проходят обязательное согласование с Национальной палатой предпринимательства и ее территориальными подразделениями 26; 2)проекты НПА, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, проходят обязательное согласование с общественными советами. Кроме того, Закон от 16 ноября 2015 г. «О доступе к информации» предусматривает обязательную публикацию проектов НПА на интернет-
ресурсах обладателей информации и разработчиков проектов. Этот же закон обязывает обладателей информации публиковать проекты НПА для обсуждения в разделе «Открытые НПА» веб-портала «Открытое правительство» (https://legalacts.egov.kz/). Власти дополнительно сообщают о работе по созданию информационной системы «Е-законодательство» в целях повешения оперативности формирования отчетности и открытости законопроектной деятельности и предоставления оперативно-справочной информации о статусе плана законопроектной работы в режиме онлайн. Данную систему планируется внедрить до конца 2017 г.»
Также стоит отметить, что в течение последних лет проводится планомерная работа по снижению коррупции в государственных органах. Почти половина госуслуг переведена в режим онлайн, что снижает необходимость прямого контакта граждан с госслужащими и снижает коррупционные риски. Около четверти госуслуг оказывается по принципу одного окна, что повышает качество и доступность их получения.
По словам заместителя председателя Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Алика Шпекбаева, в планах довести оказание госуслуг через портал электронного правительства до 90%, оставшиеся 10% реализовывать по принципу одного окна. По данным показателям Казахстан занял 33 место из 174 в индексе ООН по развитию электронного правительства, а также занимает лидирующие позиции в данном индексе среди стран Юго-Восточной Азии. Мы продолжим публиковать свои выводы относительно рекомендаций
экспертов ОЭСР.
Наталья Ковалёва
Исполнительный директор ОФ «Транспаренси Казахстан"