Ерденбек Неткалиев служил офицером связи. Он быстро завоевал уважение командиров и бойцов - даже среди опытных кавалеристов отличался мастерством наездника. Ерденбек быстрее всех доставлял приказы командиров в самую гущу боев. Он предпочитал лошадей казахской адайской породы. Они были меньше, чем дончаки, а в скорости уступали орловцам, зато были неутомимы. Поначалу командир дивизии Осликовский предлагал Ерденбеку красавца рысака, но когда тот без передышки за сутки проехал более 200 километров, все признали достоинство адайской породы лошадей. 17 августа 1942 года, доставляя очередное донесение, младший лейтенант Ерденбек Неткалиев был тяжело ранен, но приказ все-таки выполнил. После лечения в госпитале он хотел вернуться в родной полк, но его направили в 3-ю Гвардейскую кавалерийскую дивизию.
28 ноября 1942 года лейтенант Неткалиев, заменив раненого командира эскадрона, прорвал немецкую оборону. И пошла конница в лихой рейд по вражеским тылам. Перерезав железнодорожную ветку Ржев - Сычевка, кавалеристы Ерденбека Неткалиева три дня вели бой в деревне Никишкино, отражая атаки многократно превосходящих сил противника. Они уничтожили 80 немецких солдат и офицеров, подорвав при этом вражеский бронепоезд. 30 ноября 1942 года Ерденбек Неткалиев снова был тяжело ранен. Местные жители отнесли его на носилках к партизанам, а затем самолетом эвакуировали на Большую землю. В полку считали, что Неткалиев погиб, но зимой 1943 года он вернулся в родную часть.
Во время кровопролитной Севской операции гвардии лейтенант Неткалиев участвовал в трех рейдах за линию фронта. Тогда под Севском шли тяжелейшие бои, в которых погибли 15 тысяч кавалеристов. Затем были Орел, Брянск и Курская дуга. Ерденбек командовал взводом дивизионной разведки. В боях за освобождение Беларуси и Польши он уже возглавлял кавалерийский эскадрон. Его бойцы первыми форсировали реку Западный Буг и обеспечили переправу своей дивизии.
В 1945 году Неткалиев получил звание капитана, его эскадрон стал лучшим в 3-м Гвардейском кавалерийском корпусе. Но встретить Великую Победу Ерденбеку, увы, не довелось..В ходе Померанской военной операции две крупные немецкие группировки должны были нанести контрудар по нашим войскам. 31 января 1945 года 12-й Гвардейский кавалерийский полк занял оборону южнее города Ратцебур. В тот же день он был атакован превосходящими силами противника. Две отборные дивизии эсэсовцев обрушились на один советский полк. В течение двух суток 2-й кавалерийский эскадрон гвардии капитана Неткалиева отразил 10 мощных контратак эсэсовцев. 2 февраля эскадрон был отрезан от основных сил полка. Сражаться пришлось в окружении. Раненый Неткалиев, истекая кровью, лег за станковый пулемет. Вторая рана оказалась смертельной. Он уже не видел, как подоспело подкрепление и враг был отброшен. В живых из эскадрона остались лишь восемь бойцов, но задание они выполнили. За три дня 150 наших бойцов уничтожили 400 фашистских солдат и офицеров, три тяжелых орудия и шесть станковых пулеметов. В плен были захвачены 80 немецких солдат и пять офицеров.
Похоронили капитана-кавалериста Ерденбека Неткалиева в братской могиле у города Ратцебур (ныне польский город Оконек). Ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В честь героя-кавалериста названы улицы в Алматы и Таразе. Имя героя носит школа, где он учился, в родном селе Камыста Джанибекского района в Западно-Казахстанской области. К 40-летию Победы в 1985 году на берегу Уральска был воздвигнут мемориал с Вечным огнем и стелой с портретами Героев Советского Союза, на одном из портретов изображен Ерденбек Неткалиев (Ниеткалиев).