Мой дедушка, как и все советские мальчишки, ни капли не сомневавшиеся в том, что совершают бравое дело, во время Великой Отечественной войны отправился на фронт. Дедушка служил в авиации, был летчиком-истребителем. И поэтому накануне празднования 70-летней даты со Дня победы в Великой Отечественной войне я хочу вам рассказать о геройских подвигах моего дедушки. Мой дедушка, Имашев Малик Имашевич, родился в 1922 году в Восточном Казахстане, как он писал в своих мемуарах – "под сенью Алтайских гор". Ему еще не стукнуло 20 лет, когда началась Великая Отечественная война. В тот день, 22 июня, все сельчане собрались на праздник по случаю открытия летнего сезона в парке. В 12 часов дня по громкоговорителю выступил Молотов с сообщением о том, что Германия напала на Советский Союз. Это известие настолько ошеломило всех, что люди, совершенно не готовясь, по очереди стали выступать перед односельчанами с призывами записаться в Красную Армию. Кто- то предложил тут же бежать в сельсовет и проситься на фронт. Сотни мужчин пошли в сельсовет.
Мой дедушка Малик записался на фронт третьим, но призвали в армию его только в сентябре 1941 года. 9 сентября он прибыл в Алма-Ату, где вместе с остальными призывниками прошел медкомиссию. Из 17 человек на фронт попали только трое. Среди них был и мой дедушка. После 13-ти месячной подготовки в 17-й Киевской учебной авиаэскадрильи из 650 курсантов в числе 50 человек дедушку направили на фронт.
Первый бой он принял в октябре 1942 года, боевым заданием было - бомбежка термитными бомбами воинских эшелонов врага на станциях Селенки и Савенки близ города Гжатска (сейчас -город в России, административный центр Гагаринского района Смоленской области).
Во время войны дедушка Малик был летчиком 432-й авиаэскадрильи. Эскадрилья входила в состав 50-й Армии, 1,4,16 Воздушных Армии воевала на Западном, Брянском, I, II, III Белорусском и I Прибалтийском фронтах.
В ходе войны после некоторых случаев моему дедушке фронтовики дали прозвище "счастливчик". Из некоторых воспоминаний дедушки, которые он описывал в своих книгах есть два счастливых случая, которые позволили остаться в живых моему дедушке и о которых мне бы хотелось рассказать: "Осенью сорок третьего года в поисках площадки для посадки в прифронтовой полосе на нас навалились два немецких самолета-истребителя "мессера", которые стреляли в наш самолет в упор. Снаряд "мессера" попал в верхнее крыло, разнес левый борт между кабинами, смертельно ранил моего штурмана и самолет начал свое падение, прокатившись по кочкам, чуть не встав на нос самолета. В этот момент я ждал повторного захода и обстрела "мессеров". "Мессеры" не стали добивать нас на земле, скорее всего они увидели, как "плюхнулся" наш небольшой самолет на землю и записали на свой счет еще один "сбитый" русский самолет. После того, как враги улетели, я увидел в кабине штурмана, как мой боевой товарищ, истекая кровью, слабо стонал. Вытащил его, положил на землю, собирался оказать первую помощь, но он скончался. Слишком тяжелым было ранение. У меня лишь порвало осколком офицерский ремень, на котором висел пистолет, изрешетило левый бок утепленного комбинезона, но на теле ни царапинки, если не считать касательного попадания осколка в левую руку . Осколок продрал мякоть указательного пальца, не задев кость".
"Летом сорок четвертого во время интенсивного наступления наших войск, рано утром я прилетел на позиции одной из частей. Полковник, которого я доставил, ушел пешком искать штаб. Я в ожидании его прилег под крылом самолета и заснул, видимо, пригрело солнце. Просыпаюсь от какого-то громкого разговора. Открываю глаза: "О Боже"! Вокруг сидят, стоят около двадцати немецких солдат с автоматами, вещмешками. Увидев, что я напуган, потерял дар речи, они начали галдеть, всем видом показывая, что они меня не тронут. Вдруг по команде, они сложили в одно место автоматы, начали делать "хенде хох"-поднимать руки, имитируя сдачу в плен. Только по истечении некоторого времени я пришел в себя и понял, что они решили сдаться в плен. Видимо они поняли, что бродя по лесам, можно наткнуться на наши части, а пробиться к своим на запад нельзя, так как фронт ушел далеко вперед. Только когда они увидели подъезжающую легковую машину, повскакивали с мест, по команде выстроились. Орудие оставили возле меня. Сидевшие в машине офицеры, не доезжая метров триста, остановились, видимо, соображая, что делать? Я им крикнул: "Это пленные, не бойтесь! Пленных я сдал офицерам, сопровождающим полковника связи, и мы улетели".
Сейчас я понимаю, что если суммировать другие случаи, когда смерть на войне ходит по пятам, но не трогает, щадит таких как мой дедушка, и дает возможность вернуться домой, когда тысячи и миллионы остались на полях сражения, наверное "Счастливчик"- самое подходящее прозвище было для моего дедушки..
Всего за Великую Отечественную войну мой дедушка Малик сделал 378 боевых вылетов. Победа его застала в Кенисберге, где советская авиация бомбила немецкие порты.
Мой дедушка скончался на 92-ом году жизни, его знают и помнят как ветерана Великой Отечественной войны и труда, заслуженного работника культуры и отличника печати Казахской ССР, почетного гражданина города Караганды, члена Союза журналистов Казахстана, который немало сделал для Карагандинского региона.
За свои заслуги перед Отечеством в период Великой Отечественной войны и активное участие в общественной жизни города Малик Имашевич был награжден званием "Почетный гражданин города Караганды", кроме того, он являлся почетным гражданином Шетского района Карагандинской области, его имя внесено в Золотую книгу почета Республики Казахстан. Он имел ордена Отечественной войны II степени, Красной Звезды и 15 медалей.
День Победы 9 мая для нас, как и для многих других, в чьих семьях героически сражались и погибли родные и близкие, является главным днем и событием. Каждый год в этот знаменательный день наша семья ранее во главе нашего дедушки собиралась за застольем, чтобы почтить память погибшим и поблагодарить всех ветеранов за Великую победу в этой страшной войне. Наш дедушка Малик часто рассказывал нам о Великой Отечественной войне. Мы помним каждое его слово, каждый вздох, каждую его слезу, которую он хотел утаить. Из его рассказов и из истории я поняла, что уходили наши деды на кровавый, смертный бой, за то чтобы мы, молодежь, жили достойно, чтобы соблюдали мир. И нельзя забывать их подвиги, их победу, которую они завоевали большим трудом.
В списке героически погибших фронтовиков есть брат моего дедушки - рядовой гвардии Жагыпар Имашев, который совсем в юном возрасте погиб в бою на озере Балатон в Венгрии. Независимость, мирное небо над головой - все это благодаря нашим ветеранам Великой Отечественной войны, которые совершили великие подвиги ради будущего своих детей. И сколько времени не прошло бы, мы молодое поколение всегда останемся в вечном долгу перед своими дедами – ветеранами ВОВ. Сила духа, вышколенная в боях, отвага, проявленная в битве за Родину, мундир, увешанный орденами – всем этим каждый ветеран заслужил вечную память и славу в наших сердцах и умах.