Наш отец Гвардии рядовой Аманжолов Машкурбек - участник ВОВ. Ушел на фронт 1941 году, вернулся домой в конце 1945 года с боевыми наградами. Женился на красавице маме Ишпаевой Гульжихан. Но суровые послевоенные годы нелегко дались этой семье. Отец работал преподавателем, в партийных органах, но тяжелые холодные годы войны, боевые раны оставили отпечаток на его здоровье. И он умер 1978 году, не отпраздновав со страной 40-, 50-, 60- и 70-летие дня Победы, не использовав ни одной льготы, предоставленной родиной в знак благодарности.
И все эти годы была с ним наша мама, посвятившая себя мужу, пятерым детям. Имея высшее образование филолога, она исполняла этот тяжелый труд, работая учителем в школе, и получила звание Заслуженного учителя Казахской ССР. Смогла нас вырастить, дать всем высшее образование и найти достойное место в жизни. Мы никогда не интересовались, каково было ей в годы войны. И вот, что она коротко рассказала про те годы, ссылаясь, что подробно рассказывать устанет, да и многое уже не помнит:
"В годы войны я также преподавала в школе. Те тяжелые голодные, холодные годы всегда у меня перед глазами. Как худенькая, полуголодная стояла на ногах целый день и пыталась строить так урок, чтобы дети, увлекшись знаниями, забывали о голоде. Как было тяжело смотреть в глаза детей и слышать, как они по-взрослому рассказывали о похоронках с фронта, о том, что дома вчера съели последнюю лепешку. Особенно тяжело было, что ты не можешь учеников накормить, полураздетых одеть, так как сами ходили в сто раз перешитой одежде, в дырявой, заплатанной обуви и ели впроголодь. Но ты - учитель, интеллигенция, и ты должна быть в соответствующем формате, и тут как никогда подходила поговорка "Голь на выдумки хитра"...
Иногда получалось где-то что-то съедобное раздобыть и на перемене раздать детям. Организовывали детские концерты в больнице, где порой умирали солдаты от полученных на фронте ран. Отработав весь день в школе, ночью шли на дежурство на станцию, в больницу, в депо, а утром опрятно одетая, причесанная с улыбкой на лице шла в холодный, пронизанный военным временем класс. Иногда кружилась голова от того, что не доспали, не доели, и качнет так, что приседаешь, чтобы не упасть, а детям говоришь, что "подскользнулась" или "что-то уронила".
Нашей целью было вселить в детей уверенность в победе, убедить в необходимости знаний, вырастить патриотами многострадальной родины. Это было очень трудно, когда в первые годы войны сами сомневались в победе над проклятым фашизмом. От нашей семьи на фронте были два родных брата отца, которые погибли, и родной мой братишка. Братишка вернулся капитаном в 1947 году с наградами и с русской женой, что в то время было редко.
Так пришла долгожданная Победа, выстраданная слезами матерей и отцов, слезами жен, сестер, дочерей, детей и миллионами отданных жизней людей. Это чувство, эта переливающаяся через край радость и счастье, оно особенное и незабываемое. Мне сейчас 91 год и я благодарю Всевышнего за эти 70 мирных послевоенных лет, молю бога моим детям, внукам, правнукам никогда не дать испытать горечь войны и жить счастливо под этим спокойным красивым голубым небом", - вспоминает Гульжихан Ишпаева.