Мой дедушка по матери, Кимбаев Курмангали Жапарулы, 1905 года рождения, во времена голода в СССР в 1932-33 годах с семьей переехал с Актюбинска на побережье Аральского моря, чтобы прокормиться за счет ловли рыбы. Дед плел сети, неделями ночевал у моря, дети носили ему еду, всегда возвращались с большим уловом и рассеченными ранами на ладонях. Еще он был известным в округе мастером-сапожником, единственным, кто полностью вручную создавал обувь, даже гвозди делал из дерева, и специально ездил в Ташкент за чистой кожей.
Когда началась Великая отечественная война, деду было 36 лет. В 1941 году ушел на войну, где он заведовал оружейный складом, а также каждый день чинил солдатские сапоги. Но в 45-ом деда отправили дальше на японскую войну, где в Хабаровске он преподавал географию солдатам. Семья сочла его погибшим или пришло ошибочное похоронное письмо, сейчас точно неизвестно. Жена его вышла замуж за другого.
В 1948 дед вернулся домой. Как все узнал, ушел жить отдельно, построил дом. Решил жениться второй раз. Поехал в соседнюю деревню, где у моря жила бедная вдова с тремя дочерьми, которых она кормила одной рыбой. Дед посватался к старшей, ей было 23. Но она не захотела за него замуж, сочла что он для нее стар. Дед разгневался и развернулся, сев в свою повозку. Через некоторое время за ним бежала младшая из дочерей, маша руками и крича, что ее сестра согласна. Как оказалось, мать свою дочь поругала, чтоб не выбирала, мужчин после войны практически не осталось, а ей тяжело одной и сколько еще будет кормить их рыбой.
Дед посадил мою будущую бабушку в повозку и забрал в Аральск, где они родили шестерых детей и стали одной из богатых семей города. И их дети так же носили еду к морю и видели, как отец ночами шил обувь.
Младший брат дедушки Кимбаев Билисбай служил в армии в 1939-1941 годах. После армии, когда началась война, работал в Аральском военкомате, где призывал солдат на фронт. В 1942 году уже и сам отправился воевать. В 1944 году пришла похоронка, но домашние спрятали это письмо и не показали его старшему брату - моему дедушке. Так они хотели уберечь его от горя. Но дедушка до самого последнего искал его, делал запросы, так и умер в отчаянии в 1975 году.