Мой дед Урыспаев Сламбек родился в 1919 году в поселке Байконур Карагандинской области. К моменту начала войны ему было 22 года. Он был хорошо образован, умел не только писать (у него был красивый почерк) и считать, прошел бухгалтерские курсы и работал счетоводом.
Возможно этот факт и спас ему жизнь, так как после призыва на фронт в 1941 году их эшелон призывников направился прямиком на Запад. На одной из станций какой-то военный начал выкрикивать, призывая отозваться тех, кто умеет писать и считать. Узнав, что мой дедушка, умеет не только красиво писать, но и имеет опыт счетовода, он был оставлен на этой станции для регистрации и учета движения различных военных грузов и ведения различного рода расчетов. Из тех своих товарищей, которые уехали дальше, мало кто вернулся назад.
После того, как персонал станции был пополнен необходимыми специалистами и необходимость пребывания дедушки там отпала, он был направлен в училище в Чебаркульские военные лагеря (как знающий математику) изучать артиллерийское дело по специальности "Топовычислитель". Эта военная дисциплина требовала умение быстро ориентироваться в незнакомой местности, грамотно читать карту и путем сложных вычислений давать расчетам пушек координаты для стрельбы по врагам. Причем необходимо было также делать поправки на складки местности, погодные условия – ветер, влажность и так далее.
По окончании училища в звании сержанта, он был направлен в действующие войска и попал в 1-ую Гвардейскую пушечно–артиллерийскую Киевскую бригаду (название подразделения на конец войны) 1-й Гвардейской Артиллерийской Глуховской Краснознаменной, ордена Суворова дивизии прорыва – РГК (Резерва Главного Командования). Нахождение в частях РГК подразумевало, что подразделение передавалось в помощь войскам на крайне важных и ответственных направлениях в период крупных как наступательных, так и оборонительных операций.
Непосредственное участие в боевых действиях для молодого бойца начинается с 9 ноября 1942 года, когда часть была направлена в район Клетская–Серафимович (Донской, Сталинградский фронты) для подготовки контрнаступления советских войск под Сталинградом. С 19 ноября 1942 года по 28 января 1943 года дивизия вела наступательные бои как на окраинах, так и непосредственно в самом городе, нанеся сокрушительное поражение врагам и в составе других войск перемолов и уничтожив самую боеспособную на тот момент армию фашистских войск – 6-ую армию под командованием фельдмаршала Фридриха Паулюса.
За эти бои, дивизия была удостоена чести называться Гвардейская, а молодой сержант получил свою первую медаль "За оборону Сталинграда".
После поражения под Сталинградом Гитлер жаждал реванша и вскоре стало известно, что он готовит крупное наступление на Курско–Орловском выступе и дивизия дедушки в срочном порядке была переведена на Центральный фронт во второй половине февраля 1943 года (Самодуровка, Теплое, Молотич). До самого лета, советские войска готовились встретить наступление фашистов, изучали слабые места их новых танков "Пантера", "Тигр", готовили оборонительные сооружения.
5 июля 1943 года развернулось крупнейшее сражение, которое войдет в историю под названием "битва на Курской дуге", где состоится самый большой в современной истории танковый бой у деревни Прохоровка. С обеих сторон в этом бою участвовало около 1200 танков. Ценой невероятных усилий, мужества и стойкости советских войск удалось не только удержать врага, но и начать общее контрнаступление, опрокинув и гоня фашистов на Запад. Это было последнее наступление фашистской Германии, после проигрыша под Курском она дальше только отступала. За образцовое выполнение боевой задачи дивизия была награждена орденом Красного Знамени. Внес свой посильный вклад и мой дедушка получивший за Курскую битву свой первый орден Красной Звезды.
Времени на отдых не было, поэтому дивизия была брошена в контрнаступление с целью освобождения всей левобережной Украины до Днепра, форсирования реки и создания плацдармов на ее правом берегу. В рамках выполнения поставленной задачи 29 августа 1943 года дивизия, прорвав оборону немцев, освободила город Глухов, за что в последствии, ей было присвоено почетное название Глуховской.
После Глухова дивизия вела общее наступление на Конотоп (крупный город и узловую станцию), кровопролитные бои за этот город продолжались с 6 по 9 сентября. После освобождения Конотопа, бойцы овладели крупным узлом обороны - городом Бахмач, открывая дорогу на город Нежин - последний опорный пункт немцев, прикрывавшего подступы к Днепру. Весь сентябрь и октябрь 1943 года дивизия вела тяжелые бои за подступы к Днепру, форсирование реки и создание плацдарма на ее правом берегу. Лишь 3 ноября войскам удалось подавить сопротивление противника и открыть путь к Киеву. За мужество и отвагу, проявленные в боях на Днепровском плацдарме, 1-й и 3-й артиллерийским бригадам дивизии было присвоено почетное наименование Киевских.
С лета 1944 года дивизия участвует в прорыве обороны у города Львов, форсирует реку Западный Буг. С 18 по 22 июля части дивизии участвуют в окружении и уничтожении восьми немецких дивизий в районе города Броды. Далее были ожесточенные бои за Сандомирский плацдарм на реке Висла. За прорыв немецкой обороны на Львовском направлении и удержание Сандомирского плацдарма дивизия Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 августа 1944 года была награждена орденом Богдана Хмельницкого II степени.
В конце ноября 1944 года дивизия была переформирована в гвардейскую артиллерийскую дивизию прорыва РГК. В названии дивизии теперь ясно прозвучало предназначение артиллерийского соединения - прорыв обороны противника.
За летние бои 1944 года, уже опытный артиллерист, сержант Урыспаев Сламбек был награжден вторым орденом Красной Звезды.
Впереди была Германия. Границу Германии наши войска пересекли 23 января в районе города Кебен, а 28 января после уничтожения мощных укрепленных районов форсировали Одер и вступила в бои. В начале февраля Висло-Одерская операция была завершена. В начале апреля 1945 года дивизия была переведена в состав 3-й гвардейской армии, и с 16 апреля начала завершающее наступление на столицу Германии - Берлин. 17 апреля дивизия переправилась через реку Нейсе, 22 апреля в районе города Коттбус форсировала Шпрее и, соединившись с наступающими частями Белорусского фронта, приняла участие в освобождении городов Люббен и Форет. Окруженная юго-восточнее Берлина группировка немцев ко 2 мая была уничтожена. За прорыв внешнего кольца обороны Берлина, овладение городами Кельце, Форет, Коттбус, Люббен дивизия Указом Президиума верховного Совета СССР от 28 мая 1945 года была награждена орденом Кутузова II степени.
Об участии дивизии в Берлинской операции Маршал Конев писал в своих воспоминаниях: "На те направления, где вражеские контратаки были особенно жестокими, пришлось перебросить 1-ю гвардейскую артиллерийскую дивизию прорыва под командованием генерал-майора Хусида. Эта дивизия всегда отличалась высокой маневренностью и боевой стойкостью. И на этот раз она под огнем врага вброд форсировала Шпрее и заняла позиции на западном берегу. Не имея никакого пехотного прикрытия, дивизия с блестящим успехом отразила огнем все контратаки противника".
За бои по взятию Берлина, дедушка был награжден медалью "За взятие Берлина". К сожалению, пока информация об этом награждении отсутствует на сайтах "Память народа" и "Подвиг Народа".
Казалось бы, все, Берлин пал, войне конец, и для многих она закончилась в Берлине, но только не для моего деда и его дивизии. С ликвидацией группировки противника, окруженной юго-восточнее Берлина, дивизия входит в состав 5-й гвардейской армии и, совершив 150-километровый марш в район Дрездена, участвует 6 мая в прорыве обороны города, а затем форсировании Эльбы и оказании помощи восставшим жителям Праги. Фактически война для него закончилась только 11 мая 1945 года. За уничтожение окруженной юго-восточнее Берлина группировки немецких войск, прорыв обороны противника севернее Дрездена, освобождение столицы Чехословакии - города Праги дивизия Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1945 года была награждена орденом Ленина, а дед заслуженно получил медаль "За освобождение Праги".
На этом его военные дороги закончились. После демобилизации, вернувшись в родные края, он устроился работать бухгалтером и долгие годы до пенсии отработал в Жезказганском шахто-проходческом тресте. Увлекался садоводством, любил выращивать овощи и фрукты на приусадебном огороде. Был очень скромным и спокойным человеком. О войне ничего не рассказывал, так как, мне кажется, не хотелось возвращаться в те трагичные моменты, а как мне кажется, их было не мало, на пути от Сталинграда до Берлина.