Сбить целый самолет с фрицами одним выстрелом! О таком 17-летняя Зина Ефанова даже не думала. Но на фронт очень хотелось. Тогда все шли на фронт. Воронежская школьница, приехавшая сюда несколько лет назад из Костаная с родителями, ради этого даже подделала документы. Сразу стала на год взрослее - указала день рождения брата. О том, что получит контузию, будет ранена, об этом тогда не думалось. Хотелось только стрелять. Как в тире, куда она ходила в той, мирной жизни каждые выходные.
"С Казанского вокзала нас привезли в Бологое и там распределяли. Кого в медицину, кого в связь, а я загорелась - только в пулеметный батальон. В школе я была очень бойкой. В тире постоянно тренировалась, стреляла. Поэтому никуда, кроме пульбата, я и не хотела", - рассказала ветеран. Зину Ефанову распределили в 150-ю часть отдельной стрелковой 19-й гвардейской дивизии в Подмосковье. Там ее впервые ранили - в руку.
В 1943 году после госпиталя пулеметчица вернулась на фронт. "Я была командиром расчета. Был приказ дежурить и не высовываться из окопов. Я слышу: самолет летит. Я умела по звуку определять, чей самолет. Я сама высунулась из окопа. Взяла в прицел немецкий самолет и одним выстрелом попала в бензобак", - рассказала ветеран. За сбитый самолет Зинаиду наградили орденом Славы III степени, а вот за то, что высунулась из окопа, разжаловали до младшего сержанта.
На фронте Зинаида получила еще одно ранение. На этот раз в ногу. Ранение оказалось серьезным - было раздроблено колено, и врачи даже хотели ампутировать ей ногу. Несчастье помогло: в госпитале скончался раненый солдат. Медики решили пересадить Зинаиде коленную чашечку умершего парня, и так спасли ногу. Сейчас Зинаида Ефанова живет в Алматы одна, только со своим псом Гарри. "Вот почему-то сейчас, на старости лет, я начала все вспоминать. И все мне лезет в голову, я не ложусь спать, чтобы не вспоминать о войне", - говорит когда-то бойкая девчонка, рвущаяся в бой, а сейчас - старушка с орденами и медалями, покрывающими всю грудь.