Май 1961 года. Молодой советский танцовщик Рудольф Нуреев отправляется на гастроли в Париж в составе труппы Кировского (Мариинского) театра. 19 мая труппа с большим успехом отыграла балетный спектакль "Баядерка" на сцене Парижской оперы.
Май 1961 года. Молодой советский танцовщик Рудольф Нуреев отправляется на гастроли в Париж в составе труппы Кировского (Мариинского) театра. 19 мая труппа с большим успехом отыграла балетный спектакль "Баядерка" на сцене Парижской оперы.
16 июня Нурееву приказали возвращаться в Москву. Почти у самого трапа самолета артист сделал скандальное заявление: он отказывается возвращаться в СССР и просит политического убежища во Франции.
Это стало отправной точкой невероятной и яркой карьеры Рудольфа Нуреева в Европе, да и во всем мире.
На родину он так и не вернулся.
Рудольф Нуреев. Фото предоставлены оргкомитетом III Ballet Globe
"Я хочу остаться и быть свободным…"
Почти сразу же Нуреева приняли в Балет Маркиса де Куэваса. Он выступал на лучших театральных подмостках Европы: в Королевском балете Копенгагена, на сцене Ковент гарден, в Венской опере. Но все же особую роль в его жизни занимает Парижская опера.
"Изучая архивные данные, я пришла к выводу, что это в действительности было спонтанным решением и он не планировал заранее побег из СССР. Он любил Кировский (Мариинский) театр, он любил Ленинград. Когда Нуреев учился в Уфе, очень стремился туда попасть. Он не думал, что уедет. Но проанализировав сложившуюся с ним ситуацию в Париже, понял, что что-то не так. Это называют "прыжок в свободу", но на самом деле никакого "прыжка" не было. Он просто попросил политическое убежище", - рассказывает искусствовед Анвара Садыкова.
Искусствовед Анвара Садыкова. Фото: Айнаш Ондирис
Сценические костюмы Нуреева - национальное достояние Франции
Нуреев ввел новый тренд в мужских балетных костюмах - колетах. Он всегда старался подчеркнуть красоту мужского тела, поэтому придавал значение деталям, вплоть до каждой вытачки.
Сценические костюмы великого артиста балета Рудольф Нуреева, а также его редкие фото впервые привезли в Алматы в рамках фестиваля III Ballet Globe в ГАТОБ имени Абая, передает корреспондент Tengrinews.kz. Историю этих костюмов подробно расскажет куратор выставки, хореограф и искусствовед Анвара Садыкова.
Все костюмы Нуреева оригинальны. Они изготовлены в 70-80-х годах прошлого века - то есть в самый пик его популярности в Европе.
Граф Альберт в балете "Жизель"
"Нуреев особенно любил классический балетный репертуар. В балете "Жизель" он исполнял партию графа Альберта. Ее он впервые станцевал в Ленинграде. Нуреев был очень темпераментным танцовщиком. И когда его увидели в более романтическом амплуа, у публики был полный восторг.
Когда в 1961 году он остался во Франции, ему позвонила выдающая английская балерина Марго Фонтейн. Она предложила выступить вместе и исполнить партию в "Жизели". Фонтейн было около 40 лет, и она уже собиралась уходить на пенсию. Благодаря Нурееву началась ее вторая половина яркой творческой деятельности. Балет "Жизель" является одним из ключевых спектаклей этого дуэта".
Костюм Нуреева из балета "Жизель"
Рудольф Нуреев очень трепетно относился к своим костюмам, к деталям. Он специально старался подчеркнуть тонкость талии, поэтому его колеты (сценические костюмы. - Прим. авт.) были очень приталенные, с вытачками. Сейчас многие этуали Парижской оперы танцуют в костюмах по лекалу и дизайну Рудольфа Нуреева.
Раньше артисты мужского балета носили прямые и длинноватые колеты и что-то похожее на шортики. Первыми от них избавился Вацлав Нижинский, затем и Рудольф Нуреев. На фоне этого даже случился скандал, что они позволили себе снять эти "шортики".
Более того, Нуреев создал новую эстетику мужского классического танца, подняв статус артистов-мужчин, ведь до этого их роли в балете считались второстепенными после женских партий.
"Лебединое озеро" Нуреева
"Лебединое озеро" - это классика мирового балетного искусства. Нуреев танцевал практически все редакции "Лебединого озера". Позже он воплотил свое видение "Лебединого озера": ввел новые вариации, технически сложные па. Таким образом он утвердил статус Зигфрида в этом спектакле.
"Эти колеты принципиально не реставрируются, представлены в оригинальном виде, какими они были изначально. В колете Зигфрида применена ручная вышивка. Ведь это же принц", - рассказывает Анвара Садыкова.
Костюм Нуреева из балета "Лебединое озеро"
Экспозиция фото ©Francette Levieux
В костюмах для Нуреева использовались дорогие материалы - парча, бархат. К примеру, другой его колет из первого акта "Жизели" сшит из натуральной кожи.
Костюм Нуреева из балета "Жизель"
Лунный Пьеро
"Нуреев очень хотел исполнить эту партию. Но хореограф не сразу дал свое согласие. Образ Пьеро - это прототип Петрушки из русской культуры. Постановщик считал, что Рудольф Нуреев не сможет передать образ Пьеро. Но артист блестяще справился с этой ролью, которая впоследствии стала одной из его любимых".
Экспозиция фото ©Francette Levieux
"Спящая красавица"
"Когда в 1961 году Нуреев остался во Франции, его первым спектаклем была "Спящая красавица", где он исполнил партию Голубой птицы, а потом и самого Дезире. Это был фурор! Ведь артиста такого высокого уровня, как технически, так и стилистически, там не было. Он неустанно шлифовал технику исполнения этой партии. После этого в Европе началась настоящая "нуреевомания".
Когда Нуреев приехал в Европу, то был открыт к новым знаниям и постоянно желал расти. Он не вставал в позу "я звезда". Даже будучи высококлассным танцовщиком - постоянно совершенствовался.
Костюм Рудольфа Нуреева из балета "Спящая красавица"
Нуреев и Парижская опера
"С 1983 года Нуреев стал руководителем балетной труппы Парижской оперы. Только представьте себе: простой татарский парень из глубинки с образованием русской балетной школы стал руководить французским балетом! Это говорит об уникальной личности, о человеке, который безмерно любил танцевать и любил свою профессию без остатка".
Уникальные кадры с репетиции балета "Дон Кихот". Экспозиция фото ©Francette Levieux
"Партия Базиля из балета "Дон Кихот" была очень близка Нурееву. Он очень много танцевал принцев, а эта партия Базиля - она все-таки таки была земная, бравурная. Он очень любил этот балет.
Надо сказать, что у него было очень выразительное тело. Его средством выражения была пластика спины. У него очень "говорящая" спина, она не пустая. Эти фото передают атмосферу того времени и его состояние.
Экспозиция фото ©Francette Levieux
Последняя "Баядерка" Нуреева
Нуреев очень любил "Баядерку". В ней он исполнял партию Солора. Впервые "Баядерка" была поставлена в 1877 году на сцене Мариинского театра Мариусом Петипа. До Нуреева на сцене Гранд Опера в Париже шел только третий акт "Баядерки".
Колет Нуреева из балета "Баядерка"
Экспозиция фото ©Francette Levieux
8 октября 1992 состоялась последнее представление "Баядерки" Нуреева в Парижской опере.
"Он провел этот балет через всю свою жизнь. Он очень уважал Мариуса Петипа, очень любил классическое балетное наследие. Это одна из последних постановок Нуреева, которую он показал на сцене Парижской оперы, будучи уже тяжело больным".
Через несколько месяцев Рудольфа Нуреева не стало.
Многие костюмы Рудольфа Нуреева хранятся в музее Мулен и в театре "Гранд Опера" в Париже. В Казахстане они выставляются впервые в рамках фестиваля III Ballet Globe, посвященного памяти легендарного артиста балета XX века.
"Яркий, харизматичный искусный танцовщик силой своей личности изменил современный ему балет, выведя мужские партии из тени. Человек-скандал и человек-легенда, он сыграл значительную роль в жизни практически каждого артиста балета", - говорит генеральный продюсер фестиваля III Ballet Globe Ерлан Андагулов.
В рамках фестиваля на сцене ГАТОБ имени Абая поставлены балеты "Жизель" и "Дон Кихот", ведущие партии в которых исполнили этуали Парижской национальной оперы, Большого театра России и Национальной оперы Венгрии.