Мы говорим: "Севильский цирюльник", подразумеваем: Фигаро. Вокруг ловкого и находчивого парикмахера из Севильи 12 октября на сцене "Астана Опера" развернулось настоящее захватывающее действо. Самая ожидаемая премьера сезона прошла с ошеломляющим успехом. Театр посвятил ее 20-летию столицы, спектакль состоялся при поддержке Министерства культуры и спорта РК.
Мы говорим: "Севильский цирюльник", подразумеваем: Фигаро. Вокруг ловкого и находчивого парикмахера из Севильи 12 октября на сцене "Астана Опера" развернулось настоящее захватывающее действо. Самая ожидаемая премьера сезона прошла с ошеломляющим успехом. Театр посвятил ее 20-летию столицы, спектакль состоялся при поддержке Министерства культуры и спорта РК.
"Севильский цирюльник" едва ли не самая знаменитая комическая опера из всего репертуара музыкального театра. Разобраться с проделками цирюльника руководство "Астана Опера" пригласило известного итальянского режиссера Альфонсо Антониоцци. Вместе с выдающимся сценографом современности Эцио Фриджерио и художником по костюмам - обладательницей премии "Оскар" Франкой Скуарчапино он решил не переносить действие в другое время, а представить столичной публике оригинальную постановку, какой ее видели зрители XVIII века.
Богатая сценография на протяжении всего спектакля поражает своим великолепием взоры публики. За окнами масштабного итальянского дома происходят постоянные перемены: то порывистый ветер гнет деревья, то льет проливной дождь, а еще зрителей радуют роскошные пейзажи города, пышно цветущие растения и корабли. У каждой картины есть свое значение: явления природы передают настроение героев. Так, ливень начинается, когда граф пытается освободить свою возлюбленную из-под гнета Бартоло, гром и молния, изображенные на 4D-проекции в сцене "Клевета", аллегорически говорят нам о магической силе слова, которое может уничтожить репутацию любого человека. В финальной сцене зарево фейерверков заливает золотым цветом все пространство площади. Салюты - символ радости - сопровождают приезд графа Альмавивы вместе со своей возлюбленной Розиной на удивительно роскошной карете. В каждой из этих сцен читается неизменно тонкое чувство стиля Эцио Фриджерио. Особый почерк мастера узнается и в колоннах, выполненных в сине-золотом цвете, передвигаются они плавно, в автоматическом режиме, будто танцуют под искрометную музыку Россини.
Благодаря последним современным технологиям Альфонсо Антониоцци смог воспользоваться в своей постановке рядом интересных режиссерских приемов, например "театр в театре", который в данном случае выражает содержательную суть оперы - все здесь игра: не стоит принимать за чистую монету все, что происходит на сцене. Это становится понятным в картине урока музыки, когда Розина (Салтанат Ахметова) поет, а на заднем фоне возникают видеопроекции, изображающие роскошные ложи, создающие театральную атмосферу.
Подобный спектакль, несмотря на свою легкость, комичность - настоящее испытание для солистов. Дело в том, что постановка насыщена действиями, артистам постоянно приходится активно двигаться, жестикулировать, одним словом, виртуозно играть. Но, как известно, мы пришли в музыкальный театр, а значит, основная задача вокалистов - блистательно петь. К слову, совместить обе задачи артистам все же удалось.
Когда на сцене появляется Фигаро (баритон Сундет Байгожин), он сразу же очаровывает слушателей своим обаянием, красотой и мощью голоса, остроумием и ловкостью. Зал подхватывал и подпевал вместе с артистом знаменитые арии главного героя. Плут Фигаро Байгожина получился легким, изящным и в меру пронырливым. Под стать ему была и Розина (сопрано Салтанат Ахметова), в соответствии с ролью озорна, кокетлива, она с легкостью создавала интриги вокруг себя. И в общем ее образ получился цельным как вокально, так и артистически. Певица меняла костюмы прямо на сцене, здесь нужно отдать должное художнику по костюмам Франке Скуарчапино, потому что все наряды артистов - не просто оригинальные, но еще и модные, они выглядят весьма актуально и в наши дни.
Тенор Дамир Садуахасов в роли графа Альмавивы смотрелся весьма убедительно, его лирический герой с выразительным взглядом, красивым мягким голосом покорил сердца публики. Уморительный учитель музыки Базилио (Барсег Туманян) показан режиссером немного неряшливым и зацикленным на достижении своей цели - нажиться на всем, на чем только можно. Знаменитая ария клеветы была исполнена ведущим солистом "Астана Опера" безупречно. Подозрителен и самонадеян Бартоло (Евгений Чайников) - как и все остальные герои спектакля, плетет интриги, но в итоге сам оказывается обманут. Яркими и запоминающимися были исполнители ролей Берты - Татьяна Вицинская, Фиорелло - Талгат Галеев, офицера - Жанат Шыбыкбаев.
Интересно, что персонажи в этой опере время от времени ломают "четвертую стену", то есть герои во время действия поворачиваются к зрителям и объясняют им, почему они совершили тот или иной поступок, что вызывало определенное оживление в зале.
Известно, что чем музыка старше, тем сложнее исполнить ее типовыми голосами и инструментами. Но когда за дирижерский пульт становится маэстро Алан Бурибаев, музыкантам оркестра и вокалистам все по плечу. Музыковеды говорят, что блистающая красотой великолепных мелодий, органично связанных с остроумными текстами, опера полна юмора, неистощимого оптимизма, забавных путаниц и курьезных ситуаций. Мастер буффонады, Россини создает ряд неотразимых музыкальных портретов, подбирая для каждого персонажа свою "изюминку", свои особенные, неповторимые штрихи. Благодаря маэстро Бурибаеву все эти музыкальные краски становятся яркими и свежими.
Сверкающие пассажи флейт живописуют ночную бурю, в изящном терцете слышатся пылкие чувства влюбленных, особо виртуозно звучал жизнерадостный финальный ансамбль с хором. И видно, что главный хормейстер "Астана Опера" Ержан Даутов проделал большую работу.
Творческая интеллигенция, музыкальные критики, министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы посетили оперу "Севильский цирюльник" и высоко оценили мастерство труппы.
13 и 14 октября оперу исполнят в следующих составах: партию Фигаро представят заслуженный деятель Казахстана Сундет Байгожин и Эмиль Сакавов. Графа Альмавиву представят Федерико Буттаццо (Италия) и заслуженный деятель Казахстана Жан Тапин. Бартоло - Александр Красиков, Евгений Шагаров. Розина - заслуженная артистка Республики Башкортостан Альфия Каримова и лауреат многих международных конкурсов Айзада Капонова. Базилио - Таир Тажи и народный артист Армении Барсег Туманян. Берта - Малика Минизини, Татьяна Вицинская. Фиорелло - Ержан Саипов и Талгат Галеев. Офицер - Шынгыс Расылхан и заслуженный деятель Казахстана Жанат Шыбыкбаев.
Театр "Астана Опера" представил похождения веселого брадобрея в качестве первой премьеры шестого сезона. Безусловно, руководство театра сделало ставку на самый кассовый спектакль из мирового репертуара и не проиграло. В зале аншлаг, искушенная публика не скупилась на аплодисменты, по достоинству оценив мастерство столичной труппы.
Верди писал: "…я все равно считаю, что "Севильский цирюльник" по своему обилию идей, по яркости комического звучания и правде декламации является самой прекрасной из всех существующих опер-буффа". К счастью, эта великолепная опера теперь пополнила репертуар "Астана Опера"!