Забудьте об инновациях
Считается, что предпринимательство в Казахстане развито не так сильно как в Европе, Юго-Восточной Азии и США. В одном из российских изданий были даны основные причины, которые сформировали актуальный бизнес-климат Америки:
1. Эмигранты. Люди на чужбине более мотивированы, у них меньше друзей и родных рядом. Надеяться можно только на себя, а потому и зарабатывать нужно больше, дабы решать все возникающие вопросы - от аренды жилья до отправки денег семье. К тому же, такой класс людей охотнее соглашается на оплату труда ниже рыночного уровня. Таким образом, усиливается конкуренция на рынке труда, заставляя местных жителей работать больше, лучше, эффективнее и растет общий уровень развития предпринимательства. Та самая “Американская мечта” привлекала тонны людей со всего света, в результате чего сегодня именно США можно назвать предпринимательской столицей мира.
2. Наука. Обилие компаний-лидеров, которые выделяют огромные средства на НИОКР (R & D) позволяет привлекать в страну лучшие академические умы современности, обеспечивать их интересными задачами и привлекательной оплатой труда. В симбиозе с предпринимателями, которые готовы рисковать и вкладывать в инновации рождаются тысячи новых бизнесов.
3. Общественное мнение. Быть предпринимателем престижно. Многие молодые люди рассматривают работу в крупных корпорациях лишь с целью получить практический опыт, который они позже смогут применить в собственных компаниях. В то же время, цена ошибки для предпринимателей не столь велика. Если дело не выгорело, он всегда может вернуться на оплачиваемую работу, никто не будет считать его неудачником. Напротив, рискнувший человек всегда вызывает больше симпатий и уважения, чем планктон в галстуке, ни разу в жизни не выходивший из зоны комфорта.
Все три пункта явно не самые трендовые в Казахстане. От части, Астана являет собой точку притяжения молодежи со всей страны. Как показал недавний анализ журнала “Эксперт”, именно в Астане наибольшие шансы на успех при начинании собственного бизнеса. Но активность столицы, конечно, капля в море. Людей, готовых начать свое дело, в Казахстане по прежнему не так уж и много.
Откуда взяться тому самому малому и среднему бизнесу, о развитии которых регулярно говорит Нурсултан Назарбаев? В силу относительно слабой конкуренции нам еще с десяток лет можно не задумываться о собственных инновациях, а просто запускать довольно типичные бизнесы - производство, общепит, торговля, услуги и тому подобное.
Сейчас очень много появилось “экспертов". Они обсуждают чужие бизнес-идеи, собирают лайки и репосты своих негативных оценок и усмешек в адрес начинающих предпринимателей, с пеной у рта спорят о том, что “стартап” означает что-то инновационное, и нельзя “стандартное” бизнес-начинание называть “стартапом”. Такой фон может отпугивать молодых антрепренеров запускать более понятный бизнес, и они начинают искать свою уникальную идею, которую не то что в Казахстане, даже в мире никто не реализовал. Естественно, такие поиски не приносят результата. Это время эффективнее было бы потратить на запуск более простого, с точки зрения денежного потока и рисков, предприятия, чем выдумывать очередную социальную сеть для котэ.
Бизнес - это не только голое воплощение идеи. По мере реализации поставленных целей придется решать уйму вопросов, о которых никто даже не подозревал. Успешный управленец по мнению одного из мастеров менеджемента Ицхака Адизеса должен быть:
1. Администратором
2. Предпринимателем
3. Интегратором
4. Добытчиком результата.
Причем, одно или два качества обязательно должны быть на отметке 80 lvl, а остальные - на удовлетворительном. Владеть всеми четырьмя пунктами, пусть и в разной степени - аксиома. Более подробное описание этих качеств можно найти в трудах мистера Адизеса, я лишь скажу о том, что все качества - культивируемые, никто с ними не рождается, все приходит через опыт, через пробы и ошибки.
Поверьте мне, пробовать и ошибаться гораздо легче и приятнее, когда ты знаешь, что при любых обстоятельствах твой банковский счет не опустеет, а деньги от клиентов стабильно будут приходить в обозримом будущем.
Обращаясь к начинающим предпринимателям, я хочу, чтобы вы на время забыли об инновациях, о людях, которые не верят или считают не интересной вашу идею. Начинайте с самых простых бизнесов. Вы как минимум, получите опыт администратора и стартапера - научитесь оформлять необходимые документы и по ходу развития решите не один десяток вопросов. Когда к вам в голову начнут приходить новые идеи, реализовать их будет уже чуточку легче, так как вы не просто новичок, а уже предприниматель с опытом.
Во-первых, такой подход позволит усилить конкуренцию в существующих “стандартных" нишах. Только при здоровой конкуренции рынок начинает расти и развиваться. Во-вторых, инновации рождаются именно тогда, когда все другие инструменты уже использованы и необходимо придумывать что-то новое и более оптимальное.
Полагаю, в Казахстане инновации начнут развиваться естественным путем только тогда, когда конкуренция во всех нишах усилиться на столько, что выбор будет очень простым - или придумываешь что-то не стандартное, или идешь в Facebook писать комментарии и выступать в роли очередного низкосортного эксперта.