В ДАИШ через Google
В рамках фестиваля Go Viral состоялись два эксклюзивных показа новой картины Тимура Бекмамбетова "Профайл" - очередного эксперимента популярного продюсера и режиссера в новоиспеченном жанре декстоп-муви.
Все действие фильма разворачивается на рабочем столе британской журналистки-фрилансера Эми, которой дают задание выяснить, как члены ДАИШ (запрещенной в РК) вербуют через социальные сети женщин со всего мира. Для расследования Эми много гуглит, смотрит ролики на YouTube, создает
фэйковый аккаунт и под именем Мелоди знакомится с обаятельным "мусульманским воином" Билалом, который сначала высылает девушке гифки с котятами, а позднее приглашает в Сирию для замужества.
Формат декстоп-муви был изобретен не Бекмамбетовым и даже не его многочисленными протеже, но именно студия "Базелевс" смогла разглядеть за полуторачасовой демонстрацией рабочего стола компьютера ключ к новому киноязыку. И даже провал монструозной чуши "Взломать блогеров", чуть было не стоивший студии поддержки Фонда кино, не смог отбить у популярного режиссера и продюсера тягу к экспериментам, которая в этом году была вознаграждена призом зрительским симпатий на Берлинале. Примечательно, что параллельно с этим спродюсированный Бекмамбетовым десктоп-триллер "Поиск" получил аналогичную награду на престижном фестивале в Сандэнсе. Помимо этих двух картин, на осень намечена премьера еще одного проекта студии "Базелевс" в вышеобозначенном направлении - комедии "Днюха!" Романа Каримова.
"Профайл" получился довольно неоднозначным продуктом. Безусловно, режиссеру удается держать зрителя в напряжении и даже более-менее вырисовать характеры и бэкграунд персонажей. Проблема в том, что заигрывания с политическим триллером Бекмамбетову отчаянно не удаются, поэтому картина в итоге оказывается не столько актуальной историей о вербовке женщин в экстремистскую группировку, сколько драмой 30-летней дамы, в чьей жизни не сложилось ни с семьей, ни с карьерой. Если прототип главной героини и автор романа, легшего в основу фильма, Анна Эрель от начала до конца понимала, что общается с террористом и убийцей, то главная героиня в какой-то момент действительно начинает испытывать влечение к Билалу.
Режиссер активно манипулирует женской аудиторией, представляя Билала эдаким восточным принцем, который обещает главной героине роскошную жизнь в только что захваченном коттедже, катается на крутой тачке, посвящает ей голы, забитые в товарищеском футбольном матче и даже готовит с ней в режиме онлайн. И если на секунду отвлечься от этих приемов обольщения по методу ДАИШ, то возникает вопрос, когда вообще этот человек умудряется воевать и где он находит такой стабильно работающий Интернет в зоне военных действий.
Нельзя не отметить, что британский актер Шазад Латиф идеально вписался в образ обаятельного злодея, чего не скажешь о его блеклой партнерше Валин Кэйн, сыгравшей главную женскую роль. В целом у Бекмамбетова, несмотря на зияющие сюжетные и логические дыры, получился довольно увлекательный (исключительно в процессе просмотра) триллер, который при менее поверхностном отношении к сюжету мог бы стать одним из самых ярких политических киновысказываний на актуальную и довольно болезненную тему. Увы, не сложилось.