Судьба ОСМС: за здравие или за упокой
Еще раз про самозанятых
Напомним, что на совместном заседании палат Парламента РК Глава государства 4 сентября текущего года, отмечая прогрессивность системы медицинского страхования для развития здравоохранения страны, указал на необходимость доработки ОСМС и, в частности, особо акцентировал внимание на вопросах охвата страховой медициной самозанятых граждан.
На минувшей неделе в ходе "круглого стола", организованного Министерством здравоохранения РК, с приглашением экспертов, представителей госорганов, НПО, бизнеса, политических партий, частных клиник состоялся открытый, непредвзятый разговор о дальнейшей судьбе реформы с учетом всех существующих рисков.
Пока главный вопрос официальной повестки дня остается без ответа: что делать с 2,7 миллиона граждан, занятых в неформальном секторе экономики? Это люди, которые не платят никаких налогов в бюджет, не охвачены системами социального и пенсионного обеспечения, из них 1,4 миллиона условно относятся к непродуктивно самозанятым, 300 тысяч - к незарегистрированным безработным.
Единого портрета казахстанского самозанятого не существует. Диапазон доходов "теневиков" обширен настолько, что вмещает в себя и тех, кто еле сводит концы с концами в сельской глубинке, и тех, кто работает по найму и получает стабильный заработок, но без формализации отношений с работодателем, здесь же скрываются и вполне зажиточные "серые" предприниматели с миллионными денежными поступлениями. В любом районном центре занятости можно проштудировать истории местных самозанятых, третья часть которых никогда не работала еще с самых 90-х годов, и никакими коврижками в виде обучения или кредитования их не склонить к честному труду. Правда, некоторые из них предусмотрительно пополнили ряды официально безработных.
По мнению депутата Сената Парламента Серика Бектурганова, в сельских округах акимы вполне владеют ситуацией, знают, чем занимается каждый житель и на какие доходы он живет. Более неконтролируемая ситуация в городах, где большие потоки трудовых мигрантов, где трудно уследить и сложнее определить, кого отнести к действительно самозанятым.
Поэтому первым шагом в этом направлении должен стать нормальный учет этой категории лиц, выявление и "оцифровка" потенциально незастрахованных граждан в единую базу данных.
Пока четких мер и плана действий со стороны правительства не озвучено. "Понятно, если задачу ставить по вовлечению двух миллионов человек в экономику - это займет не год, не два и не три. И даже не пять лет. Это длительный процесс. Но те вопросы, которые в отрасли скопились, они требуют решения и ждать не будут. Мы видим прогноз по затратам, прогноз по росту потребностей, и он настораживает. Потому сейчас надо обсудить и договориться о концептуальных мерах по вовлечению экономически неактивного населения в систему медстрахования", - отметил в своем выступлении в ходе "круглого стола" министр здравоохранения Елжан Биртанов.
Ранее Минздрав предлагал на переходный период оказывать весь пакет медицинской помощи самозанятым за счет бюджета, других налогоплательщиков, но такой подход был бы несправедлив по отношению к тем работодателям, индивидуальным предпринимателям, кто исправно платит налоги и взносы на медстрахование.
Почему бизнес ничего не теряет?
Один из вопросов, вызывающих сегодня наибольший резонанс, касается сохранения платежей в Фонде медстрахования при отсрочке оказания самой медицинской помощи населению в системе ОСМС. Для спасения благосостояния отечественного бизнеса предлагается весьма выгодный компромиссный вариант.
Что касается нагрузки на фонды оплаты труда работодателей в связи с отчислениями на медицинское страхование, то предлагается нивелировать эту нагрузку за счет снижения ставки налога на социальное страхование ровно на ту же величину. Так, предложение предусматривает снижение ставки социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования с 5 до 3,5 процента с 2018 года. Это должно обеспечить заинтересованность работодателей в солидарном участии в системе ОСМС, уверены в Минздраве РК.
Министр здравоохранения четко и однозначно высказался относительно продолжения отчислений со стороны работодателей. "Позиция министерства здравоохранения - взносы необходимо продолжать, это нужно для здравоохранения. И в этой части мы поправки в Налоговый кодекс будем поддерживать, поскольку они с этим увязаны", - отметил Биртанов.
Он убежден, что для полноценного старта ОСМС нужна "финансовая подушка". Кстати, опыт социального страхования весьма показателен. В течение трех лет граждане платили налог в фонд социального страхования, прежде чем начались выплаты из него. И такая практика на тот период воспринималась совершенно нормально. Теперь в системе социального страхования накоплены определенные резервы, которые могут перекрыть снижение соцналога.
Кроме того, глава ведомства предложил, чтобы физические лица, индивидуальные предприниматели, не являющиеся работодателями, лица, работающие договорам гражданско-правового характера начали платить после того, как начнут получать медицинскую помощь, то есть отложить их взносы до 2020 года.
"Условно говоря, с 2020 года государство за льготных лиц начнет платить, наемные работники за себя, по договорам работающие - за себя. Мы и ставку готовы обсудить, чтобы она была соразмерной, справедливой", - сказал министр.
Отложить нельзя внедрить
Надо ли делать разворот реформы, когда проделано столько работы и столько вложено средств? Этот вопрос сегодня на устах у многих - от влиятельных персон до обычных граждан. "Система всеобщего социального медстрахования в стране запущена. Сбор денег уже идет, на сегодняшний день в Фонд медстрахования поступило 7,2 миллиарда тенге, 3,7 миллиона человек застрахованы, это работодатели, индивидуальные предприниматели. Останавливать или разворачивать этот процесс считаю нецелесообразным", - приходит к выводу министр здравоохранения.
Директор Центра исследований прикладной экономики Жанибек Айгазин считает, что реформу по внедрению ОСМС надо продолжать, решая по ходу вопросы дисбалансов. По его мнению, мостиком между нашим недостаточным платежеспособным спросом и стороной предложения выступает именно система медстрахования, тем более подобная практика успешно себя зарекомендовала в 29 странах ОЭСР, и нового ничего еще не придумано.
Сенатор Бектурганов, в свою очередь, полагает, что на смену тем причинам, по которым будет на этот раз отложено введение ОСМС, спустя два года могут всплыть другие трудности в макроэкономике.
Между тем набирает силу негативный тренд недофинансирования отрасли. Так, по данным Минздрава, дефицит финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) достиг порядка 541 миллиарда тенге или 38 процентов от потребности. Это означает, что на 61 миллиард тенге недополучает стационарная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичные медицинские услуги, 51 миллиард тенге необходимо на покрытие консультативно-диагностических услуг, 41,9 миллиарда тенге на амбулаторное лекарственное обеспечение, 37 миллиардов тенге остро не хватает для онкологической службы. И это по самым скромным меркам, здесь далеко не полный перечень тех направлений, которые нуждаются в дополнительном финансировании. А что в результате этого происходит? Граждане вынуждены восполнять этот дефицит их собственных карманов. Частные платежи казахстанских пациентов выросли до 39 процентов от бюджета здравоохранения.
"Мы можем обойтись без ОСМС, но тогда будьте готовы к тому, что через год-два нам нужно будет триллион тенге из карманов граждан собирать, чтобы здравоохранение наше не рухнуло. И оно будет всегда в плохом статусе, потому что эти деньги будут уходить в другие страны. И тогда мы в принципе медицину потеряем в нашей стране уже в среднесрочном периоде. Если мы хотим ее развивать, то мы должны четко признать, что нам нужно больше денег, больше прозрачности", - подвел жирную черту под своим выступлением Елжан Биртанов.