СССР, начало 80-х: Коркыт Ата или дедушка Ленин
Звуки кобыза Коркыт Ата - мелодия вечности. Они воспевают бессмертие наших исконных ценностей. Правда, правившие меньше века советские идеологи не хотели этого признавать, считая вечной только коммунистическую идеологию. Но кто сейчас вспомнит об их Ленине, который тогда считался "всегда живой"?
Моя родина Сыр елі - родина Коркыт Ата - древнего философа, мудреца, сказителя, которого почитают все тюркские народы. Ему приписывают изобретение кобыза. Именно на древней земле Сыра и нашел он последнее пристанище недалеко от столицы огузов Жанкента. Согласно легенде, боясь, что на земле его настигнет смерть, Коркыт Ата расстелил на воде ковер и стал плавать на нем по Сырдарье, неустанно наигрывая на кобызе, считая, что смерть, слушая упоительные кюи, завороженная звуками, не захочет прервать сладостную мелодию. И когда однажды, уставший и утомленный, он задремал, преследовавшая его смерть обернулась ядовитой змеей, подплыла к нему и ужалила. Коркыт заболел и вскоре умер.
И это не только красивая легенда. Веками населявшие эту землю племена совершали паломничество к его могиле. Она располагалась на одном из крутых берегов Сырдарьи. В конце 70-х годов бурное течение реки начало подмывать фундамент мавзолея святого Коркыта, могила стала потихоньку разрушаться. Аксакалы забили тревогу. Руководителем Кармакшинского района, там, где располагалось захоронение, был пользовавшийся уважением и доверием земляков Елеу Кушербаев. Он, выслушав аксакалов, принял решение не только перезахоронить останки, но и возвести на этом месте мемориальный памятник древнему философу. Собрал лучших архитекторов, изложил идею. Решили увековечить память, воссоздав в камне его философскую идею: пока будут звучать звуки кобыза - будет вечная жизнь. Четыре кобыза, обращенные в четыре стороны света, и сорок труб разного диаметра, расположенные таким образом, что любое дуновение степного ветра воспроизводило звуки этого священного для казахов инструмента. Так, простой перенос могилы превратился в создание памятника нашей истории и возрождение исконных ценностей. Хозяйственник он был крепкий, быстро нашел по совхозам нужные средства. И даже привлек к строительству руководство космодрома Байконур - один из генералов помог заказать в Германии, на фабрике по производству музыкальных инструментов (таких как орга́н), в частности, 40 труб, которые бы по тембру звучания от прохождения через них воздуха напоминали бы звуки кобыза. Возводили больше методом асара. Закончили к концу 70-х годов. Мемориальный комплекс превзошел все ожидания. Мои земляки не только отдали дань памяти великому предку, но создали новую святыню - место для паломничества тысяч казахстанцев и иностранных гостей. Особенно из тюркоязычных стран. Старейшины благодарили руководство района.
Но радовались не все. Нашлись "бдительные однопартийцы" Елеу ага, которые накатали жалобу в ЦК КПСС. Повод, кстати, нашелся очень подходящий - именно в это время на центральной площади райцентра потрескался недавно установленный гипсовый памятник Ленину. Конечно, замазать трещины для местных мастеров - пара пустяков и полмешка цемента. Благо, "девушек с веслом" в парках культуры и отдыха именно так ремонтировали каждую весну. Но надо понимать, что в эпоху развитого социализма и демократического централизма, когда только имя "ЛЕНИН" произносили с особым трепетом, позволить такую вольность с идеологической святыней было нельзя. Решение о ремонте памятников "вечно живому" принимали только в Москве. Так вот заявку на ремонт отправили, советская бюрократия, как всегда, пробуксовывала, разрешение на ремонт не приходило несколько месяцев. А пока местные власти решили огородить памятник Ленину забором. Так вот, "доброжелатели" Елеу Кушербаева сфотографировали новый мемориальный комплекс Коркыту Ата и памятник Ленину, огороженный забором. Ну и изложили в духе 1937 года. Мол, на Коркыта деньги нашел и все быстро организовал, а о Ленине не вспомнил. Делом занялся сам председатель партийного контроля Пельше. Направил грозную бумагу в Казахстан. Рассматривал это громкое партийное дело секретарь ЦК КПК Мирошник. Обвиняли Кушербаева в пропаганде ислама. Чем больше Елеу ага пытался доказать, что Коркыт Ата жил в доисламские времена, тем больше это злило партийного босса. В конце концов Кушербаеву дали строгий выговор за ослабление советской идеологии. Считается, что легко отделался. Зато остался мемориальный памятник, служащий и по сей день возрождению нашей культуры, традиций и ценностей. Так, в самые идеологически бескомпромиссные времена СССР мои земляки аксакалы и видевший на годы вперед мудрый Елеу ага сумели отдать дань памяти великому предку.
Прошло время. Сейчас мы - независимая страна. Строить памятники святыням стало безопасным делом, главное, деньги и желание. Одни памятники на самом деле чтут. О других, возложив цветы, сразу забывают. А мемориал Коркыт Ата стал поистине одной из главных святынь, куда съезжаются тысячи людей. Но время берет свое, за многие годы бетонная конструкция, возведенная в советское время, начала рассыпаться, а основание проседать. Трубы забились мусором, звуки кобыза стали совсем тихими и глухими. В прошлом году завершили работы по реставрации Мемориального комплекса Коркыт Ата. Теперь его воссоздали в граните и мраморе. Мы - независимая страна, можем себе позволить. Теперь уже и как дань памяти тем, кто в советские времена, невзирая на риски, создал этот комплекс. Нет с нами сейчас Елеу ага, а память о его делах на устах у людей.
Кстати, про тех, кто писал доносы, тоже помнят. Правда, земляки не произносят это вслух, великодушно пытаясь не обидеть их детей и внуков. Пытаются отнестись с пониманием. Но знающим о "славном" партийном прошлом своих "особо бдительных" дедушек ныне живущим потомкам, наверное, не очень приятно это вспоминать. Такое вот разное бывает наследство...
Недавно я там побывал, впервые после реконструкции. Стеллы в форме кобызов стали немного выше. Новые трубки звучат более ярче и мелодичнее. И ветер свободной страны как будто дует более уверенно, и звук по нашей великой степи разносится дальше. Ощущение единства и бесконечности.
Именно в такие моменты по особому понимаешь всю ценность нашей Независимости, когда люди имеют право быть самими собой, верить в свои святыни, говорить со своими детьми на родном языке.
Пусть никогда не останавливается эта мелодия кобыза, все трудности и невзгоды обходят нашу страну, не желая прерывать эту бесконечную гармонию, пусть вечной будет Қазак Елі.
Спасибо нашим великим предкам от Коркыта и до наших дней, сумевшим сохранить и приумножить нашу историю.