Скрытые рынки труда в Казахстане
В текущий момент официальный уровень безработицы составляет всего 4,9 процента (по состоянию на третий квартал 2016 года). Вместе с тем число безработных, "непродуктивно самозанятых" и части "неактивных" без уважительных причин составляет 1,4 миллиона человек или 15 процентов от экономически активного населения.
Таким образом, реальное число незанятого населения Казахстана гипотетически может превышать официальные показатели статистики почти в три раза.
Это стало возможным благодаря принятию новой методики (МЗСР), согласно которой часть "непродуктивно самозанятых" была отнесена к "неактивному" населению.
По прогнозам Центра прикладных исследований "Талап", к 2020 году население РК старше 15 лет вырастет на 350 тысяч человек. Основной рост придется на реально неактивное население - студентов, пенсионеров, инвалидов - 240 тысяч человек - что создаст нагрузку на социальную часть государственного бюджета. При этом число скрытых безработных - самозанятых, безработных и части "неактивных" - может вырасти на 110 тысяч человек и достигнуть 3,4 миллиона человек.
Для достижения рынком труда уровня стран ОЭСР численность наемных работников должна вырасти с текущих 6,4 миллиона человек до восьми миллионов человек к 2030 году, то есть расти на 500 тысяч каждые пять лет. Для этого к 2030 году должно быть создано дополнительно 1,5 миллиона рабочих мест.
Вместе с тем недавно принятая Программа продуктивной занятости и массового предпринимательства предусматривает охват инструментами обучения и микрокредитования 500 тысяч безработных и самозанятых (из них 84 процента в сельской местности), в результате чего предполагается к 2025 году появление 500 тысяч новых предпринимателей. То есть 91 процент охваченных программой должны стать предпринимателями.
Вместе с тем, согласно последним опросам Агентства по статистике, лишь 15 процентов опрошенных безработных изъявили желание пройти обучение или получить другую специальность; менее 1 процента безработных искали ресурсы и обращались за кредитованием для открытия собственного бизнеса. Таким образом, планируемый целевой показатель программы вызывает обоснованные сомнения.
Задача по росту занятости усложняется серьезным сжатием малого и среднего бизнеса, который, как правило, поддерживал наиболее уязвимые слои населения. Так, за 2016 год количество действующих субъектов МСБ сократилось на 104 тысячи единиц, или на 8 процентов. За январь-сентябрь 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск продукции МСБ уменьшился на 6,9 процента, численность занятых сократилась на 3 процента.
На фоне падения деловой активности показателен рост налоговых поступлений на 1,1 триллиона тенге или 23 процента, который свидетельствует о возможном ужесточении налогового администрирования.
При этом с 1 января 2018 года ожидается введение пенсионных взносов для работодателей в размере 5 процентов.
Обязательными станут отчисления работодателей на социальное медицинское страхование: с 1 июля 2017 года - 1 процент; с 1 января 2018 года - 1,5 процента; с 1 января 2020 года - 2 процента; с 1 января 2022 года - 3 процента. С 1 июля 2017 года индивидуальные предприниматели также будут отчислять взносы в ФСМС в размере 5 процентов от двух МРЗП, то есть около 2,5 тысячи тенге в месяц.
Принят закон, устанавливающий снижение порога НДС с 2018 года: 25 000 МРП в 2018 году, 20 000 МРП в 2019 году, 15 000 МРП с 2020 года.
Если принять во внимание текущие сложности с налоговым администрированием, то все эти меры лягут тяжелым бременем на плечи бизнеса, который будет вынужден уходить в тень, скрывая формальную занятость.
Для восстановления роста деловой активности и стимулирования занятости необходимы реальные позитивные сигналы для бизнеса.
На наш взгляд, такими мерами могут стать (не ограничиваясь) в первую очередь:
• оптимизация налоговой нагрузки и упрощение налогового администрирования (отказ от НДС, снижение нагрузки на ФОТ до 10-20 процентов, "горизонтальный" налоговый режим для МСБ);
• снижение репрессивности уголовного законодательства (отмена статьи "лжепредпринимательство");
• реальное и существенное сокращение квазигосударственного сектора;
• повышение бюджетной устойчивости за счет сокращения неэффективных расходов, в первую очередь сокращение финансирования квазигоссектора, точечной поддержки предприятий, госсубсидий, консалтинговые исследования и содержание госаппарата;
• существенное увеличение расходов на образование;
• решение проблем банковского сектора (очищение от плохих кредитов, снижение волатильности курса тенге, снижение базовой ставки).