Швейцария. Недоступная, далекая, дорогая
Швейцария. Недоступная, далекая, дорогая. Я с ней была знакома лично. 10 лет назад я впервые дотронулась своей подошвой до ее чистой земли. Но любви у нас не случилось. Слишком она для меня аристократичная, строгая, правильная, скучная...
Я бы и не рискнула сюда эмигрировать без мужа. Не зная французского, не имея миллионов. Да что там, даже тысяч на счету... Мне куда ближе по духу и кошельку Шри-Ланка. Свободная, беспечная, хоть дама уже и в возрасте, не чистюля, совсем не педантична. Я там казалась своей. По сути, только казалась. Наши с ней отношения были недолгими. Но поскольку там и образовалась моя новая семья, ее необходимо было воссоединять.
Мой муж - ланкиец по рождению, швейцарец по гражданству. После долгих мытарств по казахстанским и швейцарским кабинетам, алматинским ЦОНам, посольствам, нотариусам он перевез нас сюда. На родину часов, сыра, шоколада, ножей, чего там еще? Я знала, куда и зачем еду. Меня долго готовили морально. Но надо было больше материально. Здесь все очень дорого. И к этому тяжело привыкнуть. Дальше пойдут цифры. Небольшие. Но очень весомые. 1 франк примерно = 1 доллар. А это 370 тенге (или уже больше?).
- Хлеб здесь стоит от 2 франков, есть и за пять, и даже за семь.
- Яйца - десяток 3 франка.
- Капуста - маленький вилок 2 франка.
- Молоко - 2 франка за литровый пакет.
- Проезд в автобусе - 7 франков. Абонемент на месяц - 78.
- Страховка обязательная - 500 франков на взрослого, 300 на ребенка.
- Аренда квартиры - от 1,5 тысячи в месяц. Дешевле нет.
Да, для меня эта математика сложна. Но нет ее проще. Минимальная зарплата тут 4000 франков в месяц. Это если даже вы не владеете французским, без образования и гражданства. Просто меньше платить запрещено законом. Ни один работодатель не имеет право брать на работу с меньшим окладом. Потому что это и есть прожиточный минимум. Потому сюда и едут из Франции, Германии, Италии. Работают тут, а жить возвращаются к себе. Так проще. Так дешевле.
Каждый день с французских берегов паром доставляет сюда сотни официантов, поваров, барменов, страховых агентов. 40 минут на корабле в одну сторону. Словно на автобусе из Айнабулака до Новой площади. С алматинскими пробками, кажется, еще дольше будет. Здесь трафика нет. Лозанна - город небольшой, разъезжаются все быстро. Автобусы приходят на остановку минута в минуту. Каждые десять в будни, каждые 15 в выходные.
Последние дни перед отъездом в Швейцарию мне пришлось на полную узнать все прелести общественного транспорта в Алматы. Я не то чтобы его невзлюбила, я его стала бояться. Доеду ли до места назначения... Такое ощущение, что все алматинские водители стажировку проходили на трассах "Формулы-1". Подрезать, затормозить, обогнать и, если повезет, доставить пассажиров в Жулдыз, Шанырак, Орбиту.
Здесь, в Лозанне, водители автобусов, да и троллейбусов не торопятся. Но приезжают вовремя. В чем секрет? Где подвох? Может, потому, что работают за стабильную, нормальную зарплату в 6 тысяч франков. Здесь водить общественный транспорт - работа из престижных. Потому что ответственность большая. За жизни людей. И это правильно, нормально. Так и должно быть. Как и должно быть чисто в салоне. Чтобы ездить было приятно. Не то что на 32-м маршруте в Алматы... Первый раз оказавшись в этом автобусе, мой муж спросил: а его вообще моют? Наверняка, пыталась оправдаться я. И первый раз зайдя в салон швейцарского "тралика" я вспомнила родной тридцать второй.
Сравнивать бесполезно, да и ни к чему. Меня и в Казахстане неплохо кормили, и здесь блюда сытные. Другое дело - "сервировка" иная. Даже моя пятилетняя дочь считает: сравнивать, значит - наказывать. Так что я в режиме "наблюдаю, удивляюсь". Что и чему - в следующих сериях. Продолжение следует.