Если северные казахи дружат или любят, то на всю жизнь. О наших региональных особенностях
По роду своей деятельности я объехал все регионы нашей страны. И вот что я вам скажу.
Первое. У нас самая лучшая и красивая страна в мире! Есть все! Леса, степи, пустыни, горы, озера и даже море. Хотя это самое большое озеро в мире. Каспийское. Там даже тюлени есть.
Второе. У нас самые талантливые люди. Как они поют, танцуют, придумывают всякие устройства. А какая кухня у нас разнообразная! Самая вкусная и питательная.
Мне пришлось поработать в различных регионах. Центр, юг, север. Хотя мы все географически живем в одной стране, по привычкам и менталитету мы все-таки разные. Иногда существенно. И я хотел бы поделиться своими наблюдениями на этот счет.
Центр (Нур-Султан). Для местных жителей все, кто живет дальше Караганды, – южане. Ежики – так нежно они их называют. Их не любят. Если вы привыкли к чинопочитанию типа Баке, Саке, Ереке – можете сразу забыть. Тут никто вам дверь машины не будет открывать и чай не принесет. Будь добр сам. Если кто это и делает, то приезжие ежики.
Эти же приезжие, привыкшие к улыбчивым южным лицам, исполняющим любое ваше поручение, и начинают жаловаться, когда сталкиваются с местным сервисом. Санитарка вряд ли улыбнется вам. Медсестра сделает все согласно протоколу, стандарту – но без лишних слов и улыбки.
Если на юге главный врач по твоему звонку встретит пациента, проверяющего, замакима, прокурора и других возле шлагбаума, то тут нет. Будь добр оставь машину возле него и пешочком. Потом найди кабинет главного врача сам. Постой в приемной и зайди.
Тут твой звонок мало что решает. Надо потом позвонить заму главного врача, потом заведующему отделением и в конце лечащему врачу, чтобы он доложил состояние твоего пациента. Но чтобы позвонить самому, как на юге, – извините уж…
"Я целый такой-то, а тут меня не пропускают!" - слышишь каждый день. "Добро пожаловать в столицу, дорогой!" - отвечаешь ему. Нужно здоровье – терпи, постой в очереди. И ничего не сделаешь. По выходным можешь не застать руководителя больницы. Он может просто-напросто отключить телефон. Замы тоже.
Ругай – не ругай, так принято. Ну я в общем, конечно. Думаю, мои коллеги поймут, о чем я. В столице, чтобы тебя слушались, надо быть профессионалом. Одними голосом или связями авторитет не завоюешь. В столичной медицине главные две проблемы – мигранты и политики. И те, и другие не дадут жить и спокойно работать. Особенно если ты нечаянно влез в политику.
Все знают, что акимы тут долго не задерживаются. Или вверх, или в сторону. И поскольку ты подчиняешься только ему, мало ли, что ты говоришь или делаешь. Уважают – будут делать. Нет – подождут следующего начальника. И это, как правило, сбывается. Нет акима – нет тебя. Тут все все знают. Утром на планерке, в обед в минздраве, днем возле депутатов, вечером на различных политических тусовках. Главные врачи тут тусуются всюду. Шепнул утром кому-то что-то, вечером об этом знают на самом верху. Такая вот особенность столицы нашей, и к этому надо быть готовым. В столице невозможно угадать две вещи: погоду и кадровые перемещения наверху.
Кроме этого, "у меня день рождения" скажешь местному. "Қайырлы болсын", - он скажет тебе, и не надо обижаться. Это нормально. Так говорят по поводу умерших на юге. Тут это доброе пожелание. Если чуть перегнешь палку, ругая кого-то, тут же получишь ответ. Такими же словами. К этому тоже уж будь готов, если ты начальник.
С удовольствием вспоминаю этот период работы. Много что было сделано, и еще больше можно было осуществить… Это как в игре в футбол, когда попадаешь в сильную команду. Компактный город, суперсовременные и новые больницы с кадрами со всей страны – высшая лига!
Юго-восток (Талдыкорган). Понять, что думает о тебе твое окружение, тут невозможно. Если ты глуп и веришь всему, что тебе говорят, – ты попал. Ты почетный гость, уважаемый всеми. Тебе в лицо говорят всегда только хорошее. Ты должен уметь в этих словах находить тайный смысл. Если говорят, что ты прекрасно выступил на совещании, значит нужно еще раз перечитать свой доклад и понять, где ты ошибся, "ты очень хорошо выглядишь" - значит пополнел или что еще. Это целое искусство.
Тут как раз ты можешь дать поручение и забыть. Все сделают на высшем уровне. Встретят, полечат, накормят, погладят. Каждый день слышишь "спасибо" от многих людей, хотя уже сам не помнишь, куда и зачем его положил на лечение.
Но нет конкретики, и это меня крайне удивляло в первое время после столицы. Когда придете? Вроде обычный вопрос. Ответ будет всегда неоднозначным. В следующем месяце, на следующей неделе, в понедельник-вторник, до обеда и т.д. И когда уже конкретно прижмешь вопросом: "Когда именно?!" - могут ответить: "Бір-екіге таман" (около часа-двух).
И еще. Привычка делиться у нас в крови, наверно. В столице мы делимся на южных и северных, в Талдыкоргане тоже. Северный - значит талдыкорганский регион, южный – алматинский. Огромная область. Надо уметь управлять с учетом этого фактора. Кадры, назначения, стратегия и многое другое необходимо обдумывать, чтобы не наломать дров. Ниже областного уровня противостояние еще принципиальней. Алаколь и Кабанбай, Нарынкол и Кеген, Есик и Шелек и так далее, то есть все объединенные районы. Нужно учитывать мнение и интересы каждого района, и не дай бог забыть эту особенность.
Это тоже целая наука. Тут некоторых главных врачей ни министр, ни аким не могут снять.
Точно так же мотаются по двум регионам руководители в ВКО, Карагандинской области и другие. Тут ты должен быть лидером. Решать любые вопросы. А вопросов больше чем достаточно. Это и уголь на зиму, и аппарат УЗИ для отдаленной райбольницы. Теоретики здесь не нужны. Объяснять проблемы мирового здравоохранения не нужно. Решай конкретный вопрос конкретного района или человека. Забудь свои познания в области организации труда и построения госпиталя будущего. Спустись на землю. Зима через полгода. Дай лекарства. Привези больного, обеспечь машиной скорой помощи и так далее.
Если ты решаешь все это – значит ты свой, если нет – то лучше иди работать в столицу или какой-нибудь вуз и преподавай теорию.
Склоняю голову перед главными врачами и специалистами этого региона, которые, несмотря на все трудности села, остаются преданными своей профессии. Настоящие семейные врачи работают именно на селе. Замечательный был период работы. И много чего удалось сделать.
Север. Тут все предельно ясно. Глядя в зал, уже четко видишь, кто твой друг, а кто нет. Тут тоже нет чинопочитания. Вообще. Об этом надо сразу же забыть. Или ты вместе со всеми пашешь, или тебя просто выгонят на второй же день.
Что за патологическая честность, спрашивал я у коллег. Все по приказу и по инструкциям. Приходят проверяющие разные. Проверяют, проверяют, день, два, неделя, месяц - и ничего. Никаких нарушений. Вы думаете, так не бывает? Бывает. Я свидетель.
В столице или на юге к акиму не попадешь на прием, работая рядом с ним и выполняя его поручения. А тут заму акима: "Мне бы сделать это или то". "Иди к шефу". "Я? К шефу? Сам?" "А что?" - удивленно смотрит на тебя его зам. Идешь, заходишь, решаешь. Оказывается, так просто. Бывает же такое!
Мы тогда сделали очень много. Коллектив главных врачей, опытных, профессиональных, поддерживал любую инициативу. И лучший аким на моей памяти – это, конечно же, С. Билялов.
Вряд ли в столице или на юге население знает, кто главврач онкологии или туберкулезного диспансера. На севере знают все. Газеты, телевидение бурно обсуждают ежедневно каждый шаг любого руководителя. Кого и за что уволили, кто где отдыхал и так далее.
Тут если дружат или любят, то на всю жизнь. Так уж устроены северные казахи. Но если не любят – то тоже. Навсегда.
Представить невозможно такого на юге, что в четырех райбольницах не было главных врачей. Потому что зарплата маленькая. Сначала я не понимал такого, конечно же. Но потом пришлось устанавливать высокую зарплату и искать людей на эти лакомые для юга должности. Да, такое тоже бывает, оказывается.
Меня до сих пор многие называют северным. Так оно и есть. Север стал моей второй родиной. Как и многие друзья и коллеги стали моими родными.
И что ты хочешь? Спросите вы. Я считаю себя счастливым человеком. Потому что у меня есть друзья во всех регионах. И это главное мое богатство. Я благодарен судьбе, что мне посчастливилось поработать в таких замечательных регионах, среди прекрасных специалистов своего дела. У нас самые лучшие в мире люди! И это факт.
Но, перемещая кадры по регионам, всегда надо учитывать местный менталитет. Ты можешь случайно обидеть человека или целый коллектив одним необдуманным словом или поступком, которые в другом регионе, может, и не заметили бы. Только поняв эти тонкости, ты можешь решать те задачи, которые перед тобой поставлены. А этому надо учиться. Зачастую у жизни, потому что в университетах такому не научат.
Сейчас начали выдвигать опять новеньких и свеженьких на высокие посты. Боязно мне что-то за некоторых…