Семейная история
Поразил рассказ о недавней экскурсии московских школьников. Их привели в бункер, оставшийся со времен холодной войны. Рассказали об ужасах ядерной атаки. А потом учитель спрашивает:
- Кто из вас хочет нажать вот эту кнопочку и как бы сбросить атомную бомбу?
- Я! - закричали дети.
- На кого будем сбрасывать? - уточняет педагог, воодушевленный ребячьим энтузиазмом.
- На Америку! - так же хором отвечают детишки.
Кто-то нажал, и на экране появились старые кадры учебных тревог. Люди бегут по улицам, прячутся под столами, надевают противогазы… Под веселое одобрение всей экскурсии. И только с одной девочкой от увиденного произошла истерика.
Что-то случилось с Россией после Крыма. Казалось бы, совсем недавно людей интересовали цены в магазинах, зарплаты, кредиты и задумки своего правительства. Потому что все это отражается на жизни каждого - моей, твоей, его… И вот те же люди перестали говорить "я". Теперь только "мы" и "они". Мы осуждаем действия чужих правительств, клеймим позором и готовы к любым лишениям, дабы они поняли, кто здесь самый-самый.
Даже во вне эмоциональных, по определению, "новостях" ведущие вместо "Россия" говорят "наша страна":
- Правительство Соединенных Штатов обвиняет нашу страну…
Еще немного и фраза будет отшлифована до логической формы. Сначала "Америка", а потом:
- Американцы обвиняют нашу страну…
Не думаю, что это патриотизм, скорее - подмена понятий, всегда плавно переходящая в откровенную ложь.
Старший сын одобряет захват Крыма:
- Потому что иначе американцы и НАТО расставили бы там свои базы, и тогда они бы нас совсем нагнули.
- Давай не будем продолжать и ссориться на пустом месте. Я, правда, хотел бы понять, кто эти "нас" и "мы". Где здесь я и ты? Как на тебе, менеджере представительства крупной американской компании, все бы это отразилось?
Мы не стали продолжать. Поняли, что друг друга не переубедим, а семейные отношения все-таки дороже. Пока, во всяком случае.
Младший приходит со двора и рассказывает, как десятилетняя пацанва потребовала от его приятеля снять майку с американской символикой. Потому что это плохая страна.
- Видишь ли, сынок…
- Они наши враги?
- Тут не все так просто.
- Друзья?
И тут я подумал, что этот разговор тоже не стоит продолжать. Рановато обсуждать с четвероклассником место конкретного человека в этом мире. Говорить о том, что на самом деле нет ничего важнее собственной жизни. Она, конечно, должна как-то встраиваться в современные социальные отношения, но не теряться за криками "мы!", "они!", "все, как один!" и так далее. Неправильно лезть с поучениями в чужие государства и учить справедливости другие правительства. Нам бы разобраться со своей страной и здешними министрами. А что там происходит в Сирии, Ираке или, прости, страна, на Украине - это все же дело второе, третье, а может быть, и совсем не наше с тобой. Сами разберутся. "Я и ты, я и вы", мне кажется, правильнее, чем "мы и они" . Хоть и кажется, будто это одно и то же. Так что, сынок, давай-ка лучше разберемся с отметками и научимся, наконец, правильно делить дроби. А не обсуждать на школьных собраниях происки агрессора. Не дай-не приведи, ты еще поймешь, как это выгодно: правильные слова с успехом заменяют знания, и "пятерка" по поведению часто приносит больше пользы, чем такая же по математике.
Всего этого я сыну тогда не сказал. Рановато-то все-таки.
Через пару дней он снова возвращается со двора и смотрит на меня как-будто с сожалением:
- Ничего ты не понимаешь, папа. Америка - это плохая страна.
- С чего ты взял? - спрашиваю я с такой же снисходительной улыбкой.
- Потому что они наши враги.
- Правильно, малыш, - вступают в разговор другие родственники. - А Путина все боятся, потому что он самый сильный и справедливый.
- И он не даст им нас завоевать? - уточняет ребенок.
И уже из ванной, под шум умывальника, добавляет:
- Кстати, у нас завтра экскурсия.