Позитивные изменения, но могут быть и лучше: Государственное управление в Казахстане
Группа Всемирного банка совсем недавно опубликовала отчет о "Всемирных показателях госуправления", в том числе о том, насколько хорошо работает Казахстан. Данные за 10-летний период - с 2007 по 2017 год - представляют собой довольно смешанную картину. Казахстан значительно улучшил свои показатели эффективности правительства, которые измеряют качество государственных услуг и потенциал госслужбы. Наблюдается незначительное улучшение контроля над коррупцией, хотя изменения очень ограниченные за этот период. Наконец, показатели Казахстана по "голосу и подотчетности", которые измеряют свободу выражения мнений, свободу ассоциаций и свободные СМИ, в течение последнего десятилетия несколько ухудшились.
Восходящая динамика в части эффективности госуправления является очень положительной, и Казахстан приложил немало усилий для повышения качества госуслуг путем "электронного правительства" и центров обслуживания населения. Но многое еще предстоит сделать. Мы предлагаем следующие 5 параллельных ключевых шагов, объединенных общей темой "Открытое правительство".
Шаг 1: Более сильное гражданское общество. В Казахстане очень слабое гражданское общество с большинством НПО, которые в значительной степени полагаются на государственное финансирование для поддержания своей работы. Важными ролями организаций гражданского общества должны быть независимость от правительства и обеспечение конструктивного вызова государственной политике. На практике, законодательство затрудняет для НПО получение иного финансирования, кроме государственного.
Шаг 2: Более инклюзивное принятие решений. Несмотря на благие намерения правительства Казахстана содействовать инклюзивности путем таких мер, как "Открытые нормативно-правовые акты", "Открытый диалог", "Открытые бюджеты", зачастую госорганы рассматривают их как средство распространения информации, а не как искреннюю попытку обеспечить двустороннее взаимодействие с гражданами.
Шаг 3: Доступ к информации и свободе СМИ. Закон РК "О СМИ" формально поддерживает права журналистов на получение информации от госорганов посредством устных и письменных запросов. Эти юридические обязательства о предоставлении информации со стороны госорганов часто не исполняются из-за волокиты, бюрократии и молчаливого сопротивления со стороны госслужащих. Так, статья 21 закона РК "О СМИ" обязывает журналистов получать согласие от физического и юридического лица на распространение в СМИ информации, содержащей "личную, семейную, врачебную, банковскую, коммерческую и иные тайны". При таких условиях любое неэтичное поведение госслужащих может быть потенциально скрыто. На фоне ограничений выражения мнений в прессе наблюдается резкий спрос на использование социальных сетей как альтернативной площадки для выражения гражданами своего мнения.
Шаг 4: Доступ к государственным услугам. Очевидно, что "электронное правительство" показывает успешное развитие, ограничивающее возможности для теневых сделок между гражданами и должностными лицами и, следовательно, снижая тенденцию к коррупционному поведению. Но гораздо больше можно было бы сделать, помимо цифровизации, в тех сферах госуслуг, которые не могут предоставляться онлайн. Такие услуги, как образование, здравоохранение и социальное обеспечение, по-прежнему требуют эффективных и хорошо подготовленных кадров. В какой-то мере рост электронных госуслуг затмил необходимость улучшения тех госуслуг, которые имеют фундаментальное критическое значение для повышения качества жизни казахстанских граждан.
Шаг 5: Более эффективные антикоррупционные меры. Существует множество законов и мер, направленных на борьбу с коррупцией в Казахстане. Отчет Всемирного банка предполагает, что данные меры имели ограниченный эффект на сегодняшний день. Одним из примеров является введение уполномоченных по этике для мониторинга и обеспечения этичного поведения госслужащих. Уполномоченные по этике работают в условиях строгой иерархии госоргана, и многие из их руководителей не желают распространять информацию о фактах неэтичного поведения или коррупции своих сотрудников. В системе, где высоко ценятся преданность руководству и покровительство, работа уполномоченных по этике будет иметь ограниченный эффект, как и ряд других мер по борьбе с коррупцией.
Эти пять шагов могут сформировать основу для присоединения к Партнерству "Открытого правительства", которое объединяет реформаторов госслужбы и лидеров гражданского общества для создания более инклюзивного, ответственного и подотчетного правительства.