Открытие научного музея: Новая достопримечательность, или Клуб для маленьких гениев
Кто не хочет, чтобы его ребенок рос любознательным, начитанным, просто умным? Мы записываем своих детей на разные курсы, периодически контролируем выполнение домашних заданий или пытаемся подсунуть им книжку. Им все это скучно. И вечером он (если постарше) все равно сидит в чате в Интернете или смотрит Nicolodeon (если помладше). А в субботу традиционно - в "Мегу", в "Бабилон" или в кино. А куда еще идти? Особенно зимой.
К написанию этой небольшой заметки меня подтолкнула статья в одном из последних Forbes. В ней был приведен обзор 12 музеев науки в разных уголках земного шара (Лондоне, Париже, Амстердаме, Дублине, Барселоне и так далее).
Эти музеи представляют собой опытные станции, куда могут приходить и дети, и взрослые (и, конечно же, многочисленные туристы), и самостоятельно или с помощью гидов выполнять несложные научные эксперименты в области физики, естествознания, химии, биологии.
Музеи разные, и специфика у них разная, и экспонаты, но захватывает одинаково.
Я сама несколько лет назад была в таком музее в Амстердаме. Он расположен на настоящем пятиэтажном корабле. С самого раннего утра толпы детей с родителями и школьными наставниками стекаются в музей. Первый этаж - для самых маленьких. Здесь с помощью нехитрых приспособлений можно надувать огромные мыльные пузыри, повторить опыт Барона Мюнхгаузена, поднимая себя самого на кресле при помощи рычага, делать какие-то элементарные опыты по получению статического электричества и так далее.
Следующий этаж - для младших школьников. Здесь расположены экспонаты, которые помогают понять основы законов физики, биологии, химии. Всякие роботы, механизмы. А можно создать на компьютере свою собственную генетическую модель.
Еще этажом повыше шли уже настоящие занятия. Старшие школьники в специально обустроенной лаборатории писали контрольную по химии. Школьникам помладше в планетарии объясняли расположение планет в солнечной системе. В анатомический класс мы не пошли - устали.
Впечатлений осталась масса. Во-первых, абсолютно простой интерьер музея. Все эти приспособления для опытов стоят совсем недорого. Во-вторых, колоссальный положительный заряд, адреналин. В-третьих, неподдельный детский интерес. В-четвертых, ходить сюда можно бесконечное количество раз. В-пятых, несомненная польза для детей с точки зрения приобретенных и закрепленных знаний.
Вывод: с точки зрения формирования инновационного мышления у подрастающего поколения создание таких музеев - самый лучший и простой вариант. Не нужно совать ребенку очередной учебник или требовать, чтобы он смотрел вместе с вами передачу по Discovery. Практика создания научных музеев показывает, что дети сами в них стремятся. Здесь они учатся думать, работать в команде, находить простые решения сложных проблем.
Наши соседи, судя по открывшимся недавно в Москве и Санкт-Петербурге научным музеям, уже пришли к этому выводу. Возможно, и нам пора задуматься?
У нас уже есть Парк информационных технологий. Начали функционировать интеллектуальные школы. Почему бы не открыть такой музей? Как вариант, там же, в поселке Алатау. Не критично, будет ли он государственным полностью или построен в рамках государственно-частного партнерства. Он не только органично впишется в концепцию Парка информационных технологий, но и станет новой достопримечательностью Алматы.