Об итогах президентских выборов в Корее
Победа на прошедших 9 мая президентских выборах в Южной Корее представителя демократов Мун Чжэ Ина знаменует собой перспективу существенных изменений во внутренней и внешней политике страны. Следует отметить, что нынешние выборы носили досрочный характер и проходили в условиях жесткой политической турбулентности.
После коррупционного скандала президенту Пак Кын Хе был объявлен импичмент. Последовавшее за этими событиями резкое падение рейтинга Пак затронуло все консервативное крыло южнокорейского истеблишмента, лидером которого она была. Партии Сэнури пришлось даже сменить свое название в целях дистанцирования от скандала с участием президента. К этому следует добавить поражение консерваторов в парламентских выборах в апреле прошлого года, что в совокупности сделало почти невозможной победу кандидата от консервативных сил на выборах.
В данных условиях основная интрига выборов заключалась в борьбе между демократами и центристами во главе с Ан Чхоль Су. Последний возглавляет Народную партию, которая возникла в результате раскола внутри Демократической партии в январе 2016 года.
Примечательно, что Ан Чхоль Су многие называли "южнокорейским Макроном". Ан, как и свой французский коллега, относит себя к центристам. За плечами обоих политиков успешный опыт в бизнесе. И Макрон, и Ан являются лидерами малых независимых партий.
Однако в отличие от французских выборов центристским силам Южной Кореи не удалось получить поддержку большинства избирателей. Ан набрал всего 21,4 процента, пропустив вперед кандидата-демократа и представителя консерваторов.
Таким образом, политический кризис, переживаемый консерваторами, и отсутствие сильного конкурента обеспечили демократам уверенную победу. По итоговым данным Национального избирательного комитета, Мун Чжэ Ин получил голоса 41,1 процента граждан и стал 12-м президентом Корейской Республики.
В свою очередь, победа Мун Чжэ Ина способна привести к ряду изменений в политической жизни Южной Кореи. Во-первых, предвыборная программа Муна предусматривает принятие мер по стимуляции экономического роста и созданию рабочих мест. Для этих целей новый президент намерен добиваться вливания 10 триллионов вон (9 миллиардов долларов) в корейскую экономику. На фоне замедления темпов роста экспорта и увеличения безработицы - в январе 2017 года ее уровень впервые с 2000 года достиг 3,7 процента - экономические реформы востребованы обществом.
Во-вторых, Мун выступает с критикой чеболей - крупных корпораций, занимающих почти монопольное положение на рынке, и намерен ограничить их влияние в целях большей поддержки малых и средних компаний.
В-третьих, новоизбранный президент призывает к пересмотру законов о национальной безопасности Кореи. По мнению демократов, в нынешнем виде положения закона носят репрессивный характер по отношению к левым политическим силам Южной Кореи.
Однако наиболее существенные изменения могут произойти во внешнеполитическом позиционировании Сеула. Дело в том, что Мун Чжэ Ин известен как сторонник диалога и мирного воссоединения с Северной Кореей. В частности, широкий резонанс вызвали его слова о том, что свой первый международный визит он нанесет в Пхеньян. Кроме того, в ходе предвыборной кампании Мун призывал отложить принятие решения по размещению комплексов ПРО США. Новый президент исходит из того, что жесткая линия консерваторов в отношениях с КНДР не привела к какому-либо прогрессу в вопросе ликвидации ядерной угрозы. В результате в среднесрочной перспективе мы можем стать свидетелями возобновления дипломатических и экономических контактов между Южной и Северной Кореей, что способствует снижению напряженности в Корейском полуострове.
Важно отметить, что отсрочка решения о размещении американской противоракетной системы THAAD на своей территории позволяет Сеулу исправить торгово-экономические отношения с Китаем, которые сильно ухудшились в последнее время. Вместе с тем Мун, похоже, намерен сохранить тесные военно-политические контакты с Вашингтоном, что частично отвечает политическим требованиям консервативной части корейского общества.