1. Главная
  2. Почитай

О кино...

Читать онлайн публикацию на тему ✅ О кино... ⚡ Интересная и важная информация на актуальные темы от новостного портала Tengrinews.kz.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

- Кто вы по национальности?
- Пьяница!
- Это дает Рику право считаться гражданином мира.
Из фильма "Касабланка" (1942-1943).

 

 
 
 
 
 
 
Во все времена искусство играло политическую роль. И именно политики способствовали появлению шедевров. Великие политики помогали создавать великое искусство. Кто сегодня, кроме историков и искусствоведов, помнит имена Римских Пап - Юлия II и Льва Х? А гениальные фрески Сикстинской капеллы до сих пор приводят в трепет миллионы и укрепляют славу и силу Ватикана.
 
"Из всех искусств для нас важнейшим является кино", - эта цитата Ильича мрачно врезалась в мальчишескую память покорного слуги, стоявшего у кассы "Кинотеатра повторного фильма" перед ее открытием и пытавшегося постигнуть смысл этой глубокомысленной цитаты на обшарпанной стене. А после открытия кассы начиналась сказка, подаренная самым старым кинотеатром города, где стулья стояли прямо на асфальте, с жужжанием включался кинопроектор, и черно-белое кино на старых пленках уносили в мир грез и искусства. Наверное, многие люди влюблялись в кино именно так и именно там.
 
Помните итальянский шедевр "Кинотеатр "Парадизо"? Именно эту атмосферу дарил старый кинотеатр, на месте которого теперь возвышается небоскреб. Десятилетиями позже довелось, уже работая над документальным фильмом в Голливуде (https://murderbyproxyfilm.com/),  убедиться, что просмотру шедевров на пленках до сих пор нет равных соперников, только теперь это стало уделом эстетов и профессионалов, для которых на одной из старейших американских студий устроен, например, маленький пленочный кинотеатр.
 
Именно в нашем стареньком алма-атинском "Кинотеатре повторного фильма" я впервые посмотрел ленту "Касабланка", не случайно признанную одним из лучших фильмом всех времен и народов. Как и любое великое искусство, оно безвременно - в каждом нашем новом возрасте оно открывает в себе новые грани. Так и с "Касабланкой" - нет нужды пересказывать фильм - роман персонажей Хамфри Богарта и Ингрид Бергман, происходящий на окраине европейской колонии в контексте уже бушующей на континенте войны за мировое господство, просто прекрасен и хорошо знаком.
 
Пересмотрев, однако,  этот фильм после долгого перерыва, поразился, насколько он и актуален, и политизирован. Любовь в фильме - лишь бессмертная тема, лирическое отступление, способная лишь оттенить накал борьбы за контроль над крупнейшим портом Марокко - и, соответственно, над Северной Африкой. Ведь основным итогом войны стал проигрыш всей, без исключения, Европы - ее оккупация со стороны СССР и США и потеря ею практически всех своих колоний. И нельзя не согласиться с Отто Скорцени, знаменитым диверсантом СС, когда в своих мемуарах он писал, что основная война шла не столько на фронтах, сколько силами дипломатов и разведчиков в различных частях земного шара - в советском кинематографе этот аспект великолепно отражен в гениальных "Семнадцати мгновениях весны". 
 
Фильм великолепно отражает существующий на тот момент расклад сил: в Марокко уже потерян реальный контроль французского правительства - и местный комендант колеблется между лояльностью доминирующему и коллаборационному правительству Виши и сочувствием Сопротивлению; реальная власть принадлежит немецкому майору - представителю рейха; город наводнен беженцами, проходимцами и, конечно, шпионами всех мастей. "Касабланка - гнездо шпионов". Можно с уверенностью сказать, что каждый из персонажей разных национальностей представляет разведку своей страны: Рик Блейн - США, Ферари - БИ. Видно и будущие роли, которые на 1942 год отводили игрокам. Американец и англичанин - хозяева игры и держатели клубов ("граждане мира"), немцы и французы - основная европейская административная сила, русский работает барменом-"шестеркой", в то время как чех - гордый символ Сопротивления.
 
Выход фильм был приурочен к высадке союзников в Северной Африке и был призван послать сильный идеологический сигнал всем участвующим сторонам: вдохновить чехов и французов на сопротивление, чем коллаборационизм, и показать на чьей стороне выступит Америка, до 1942 года сохранявшая себе поле для маневра в Большой Игре. Даже в 1942-м европейцы и американцы и подумать не могли о той роли, какую СССР будет играть в будущем. Великий подвиг советского народа изменил все планы западных держав по переустройству мира. Культовая финальная фраза фильма: "Луи, думаю, что это начало прекрасной дружбы" завершает "любовный" фильм четким политическим сигналом - Франция не будет преследоваться, как союзница Гитлера, а будет рассматриваться победителем.
 
"Касабланка" - лишь один из тысяч, если не миллионов, примеров важности искусства в строительстве идеологии и идентичности. Говоря о задаче "правильного" отображения казахстанской истории, важнейшим ее аспектом надо подчеркнуть вклад казахстанцев в общую Победу, подчеркнуть ее силами кино - это "архиважно", говоря языком Ильича. Тем более, что спустя столько времени можно сказать, что роль, какую, например, наша Панфиловская дивизия сыграла в общем ходе военных действий Второй мировой войны, невозможно переоценить. Отсюда народная инициатива, привлеки она внимание казахстанских "сильных мира сего", по сбору средств на производство кинофильма о подвиге алма-атинцев на Дубосеково, могла бы помочь и далее увековечить память 600 тысяч наших земляков, отдавших свои жизни, и содействовать дальнейшему делу строительства новой евразийской идеологии, ведь "важнейшим является кино".

 




Join Telegram