Некоторые аспекты современного состояния культуры
В погоне за материальными вещами культурная составляющая выпала из социальной системы. Как следствие – ценностная дезоринетация, культурная деформация, общее снижение уровня культуры. Постоянные динамичные изменения сформировали новую среду обитания человека, новый образ жизни, стиль поведения и человеческих отношений. Современный человек стал homo economicus, он зажат в собственных материальных тисках, культура для не него не является приоритетом. Однако при этом, важно понимать, что культуру и духовные ценности производит само общество.
Современное состояние культуры в казахстанском обществе невозможно оценить однозначно, это зависит от фокуса самого носителя культуры. Точно так же будет некорректно говорить о культурной деградации в целом, поскольку отсутствуют ее индикаторы критерии. Вместе с тем, в глобальных масштабах можно наблюдать кризис культурных ценностей как современный тренд.
Большинству стран современного мира свойственно противостояние демократических и либеральных ценностей, с одной стороны, и традиционных ценностей, с другой. Установки европейской культуры на индивидуализм, рационализм, права и свободы человека, ответственность за самого себя для носителя традиционной культуры будут неприемлемыми, более того, регрессивными. Если говорить о казахском традиционном обществе, то культурные ориентации на патернализм, коллективизм, трайбализм, кровнородственные отношения будут доминирующими.
К примеру, по данным мониторинга "Социальные настроения в крупных городах Казахстана", проведенного Институтом политических решений в сентябре 2010 года, ориентация на патернализм остается доминантной установкой городского населения. Совокупный показатель рассчитывающих на внешнюю помощь вырос в 1,2 раза и составляет 64,7 процента. На собственные силы рассчитывают 34,6 процента респондентов, что ниже апрельского замера в 1,3 раза.
Угрозы негативного влияния на "культурное здоровье" актуальны на уровне отдельной личности, разных социально-возрастных группах и обществе в целом. Особенно уязвимы молодежь и подрастающее поколение, вирус "загламуривания" инфицировал многих. Люди старшего "советского" поколения сегодня еще сохранили культурные традиции того времени. Для них актуальны классические направления в искусстве, в то время как, к примеру, постмодернизм, авангардизм, андеграунд для многих из них неприемлем.
В последнее время можно наблюдать парадоксальную на первый взгляд вещь: рост профессиональной (технологической) сложности в создании "культурных проектов" как прогрессивный момент и одновременно - деградацию их человеческого смысла и ценности, как регресс. Типичный пример - индустрия видеоклипов, рекламы, когда огромное количество финансов и труда настоящих профессионалов затрачивается на то, чтобы создать очередную порцию "шоу-инъекции".
Прогресс информационного общества, ставший реальностью, не только предоставил определенные преимущества, но и создал серьезные проблемы в культурном контексте. Постиндустриальные технологии (интернет, мобильная связь, различного рода коммуникаторы), неограниченно открытая для "потребления" информация, приоритетные мотивы и ценности самореализации человека в деятельности стали "заменой" культурных потребностей. В итоге "читательская диета", интеллектуальные переживания, дискуссии об искусстве трансформировались в распивание пива, живопись сменилась инсталляцией, танец - эротическими плясками, музыка "опопсела", театральное искусство вырождается в шоу.
Взгляд на структурные изменения в социальной жизни позволяет заметить, как минимум, присутствие культурной инерции в казахстанском обществе, за небольшим исключением. Драйверы современной отечественной культуры (художники, писатели, режиссеры), к сожалению, сегодня не в состоянии охватить казахстанский социум в целом, по ряду объективных причин. Значительная часть казахстанцев все же остается подверженной влиянию негативных аспектов западной культуры потребления.
Если детализировать проблемы культуры в нашем обществе в целом, то можно обозначить основные уровни: человек-семья-общество, государство, информационное пространство. Принято считать, что воспитание, культурные ценности закладываются в первую очередь в семье. Сегодня уже является фактом, большое количество разводов в стране, что демонстрирует тренд на частичную трансформацию института полноценной и гармоничной семьи. Если смотреть дальше, то родители, в той или иной степени, выключены из процесса воспитания и развития детей. Роль социальных воспитателей выполняют детский сад, школа, улица, телевидение, интернет.
Ломка привычного образа жизни провоцирует невротизацию, психотизацию, и даже дебилизацию общества. Люди рискуют быть вовлеченными в различные тоталитарные культы, религиозные секты, курсы лидерства и пр. сетевые схемы, наличие подобных угроз в массовом порядке – сигнал того, что в есть серьезные пробелы в культурном пространстве. Резкий рост количества алкоголиков, наркоманов, лудоманов, суицидов отражает уровень культуры общества.
Недостаточное системное выстраивание культурной политики государства характеризуется отсутствием комплексных механизмов формирования гармоничной личности, способной ориентироваться в социальном пространстве; недостаточным контролем и борьбой с тоталитарными и религиозными сектами. Важно разделять, что, к примеру, только лишь увеличение финансирования программы "Культурное наследие" в рамках деятельности Министерства культуры Республики Казахстан, в отрыве от комплексной и целенаправленной идеологической политики, к серьезному культурному прорыву не приведет. Для современного казахстанского общества важна целенаправленная работа со СМИ и каналами энергоинформационного влияния в сфере информации. Должен работать своего рода социальный культурный фильтр, способный верифицировано и конструктивно подавать информацию. Контент телерадиопередач должен нести просветительскую функцию, создавать интерес к культуре как таковой.
Смена парадигмы образования от банального заучивания к анализу и интерпретации информации к получению и управлению знаниями через трансляцию духовных, нравственных и культурных ценностей.
Приоритетным должно стать образование и воспитание, формирование человека, обладающего собственным культурным потенциалом и внутренней "креатосферой", способного создавать и производить культурную деятельность и культурный диалог. Без модернизации сознания мы рискуем культурно деформироваться и потерять перспективные человеческие активы.