Настоящий бизнес по-казахски
Незадолго до премьеры фильма "Бизнесмены" режиссер и продюсер Акан Сатаев пообещал, что этой картиной закроет в своей фильмографии ностальгическую тему конца прошлого века. И после просмотра становится понятно, что закрыть ее надо было еще на первом "Рэкетире" и примерно в то же время найти в свою команду нового сценариста.
Основное действие фильма разворачивается в 90-е годы прошлого столетия. Здесь мы и застаем главных персонажей "Бизнесменов" - Ануара, Аскара и Дамира. На развалинах старой страны и на заре независимости страны новой вчерашние студенты предпринимают робкие попытки заниматься бизнесом...
Примечательно, что весь предыдущий абзац - это описание не завязки, а всего сюжета новой картины Акана Сатаева, которую и новой-то можно назвать с натяжкой.
После "Рэкетира" и "Районов" на теме дворовых батыров конца XX века уже не оставалось живого места, поэтому создатели фильма во главе с Сатаевым топчутся на том месте, где трава не будет расти еще лет тридцать. При этом "Бизнесмены" уступают своим предшественникам по всем аспектам, и виной тому сценарий Шредингера, в котором действие вроде есть, а развития нет никакого.
Проблемы возникают уже на первых минутах фильма. Закадровый голос Ануара рассказывает краткую биографию всех персонажей, и она, черт возьми, как две капли воды похожа на историю главных героев "Рэкетира" и "Районов". Здесь же нам заявят, по сложившейся в фильмах Сатаева традиции, не покидающую собственной квартиры мать главного героя, которая повторит типичные реплики про "институт закончить", "видел бы тебя твой отец" и "девушку хорошую найти".
И казалось бы, вот сейчас должна начаться история. А она не начинается. Нет, Ануар в исполнении Аскара Ильясова раз десять за фильм произнесет что-то про "нужно заниматься бизнесом", "нужно расширяться", "нужно расти", "нужно дать стране что-то новое", но особо ничего ни в жизни героев, ни на бизнес-карте страны не поменяется. Ничего не изменит даже краткий видеоэкскурс про зарождение бизнеса в Казахстане путем вбрасывания в кадр видеокассет, бытовой техники того времени и прочих товаров народного потребления вперемежку с кадрами попоек и походов в баню.
Ключевыми же кадрами здесь станут перманентные встречи пророков казахского бизнеса с волхвами, дары приносящими, в лице будущих олигархов и фигурантов актуального списка Forbes. И выглядят они аки ангелы небесные. Один помогает наладить связи в будущей столице, другой рекламу снимет и на телевидении покажет, третий поможет партию левых тачек толкнуть через главный автомобильный холдинг страны. При этом никто из них существенного влияния на сюжет не окажет. Равно как и большинство остальных персонажей второго плана, которых Ануар будет на протяжение всех 90 минут фильма представлять закадровым комментарием.
Вообще весь фильм "Бизнесмены" больше похож на иллюстрированную радиопостановку. Ануар за кадром говорит, что происходит в кадре, рассказывает почти весь конфликт сцены и потом персонажи (в числе которых сам Ануар) все это отыгрывают.
Магистральной мыслью в "Бизнесменах" проходит тема выбора: деньги, дружба или семья. Беда в том, что ни один из заявленных предметов конфликта не раскрыт практически никак.
Зрителя в самом начале ставят перед фактом: вот эти трое парней - друзья. На чем держится эта дружба - непонятно в принципе.
Далее идет тема семьи: про маму уже было, она типичная, киношная. Никаких опознавательных черт, кроме причитаний и вечно встревоженного лица. Но у Ануара есть жена. Вся суть роли Айсулу Азимбаевой целиком и полностью отражена в реплике, которая звучит в трейлере: "Я хочу просыпаться и засыпать рядом со своим мужем". Все. Хотя, казалось бы, авторы фильма настаивают на том, что Ануар молодец, потому что семья для него - самое дорогое, так почему бы этому "самому дорогому" не прописать хоть какой-то характер? Нет, в "Бизнесменах" женские образы похожи как две капли воды. Еще одна причитающая и встревоженная женщина в кадре ждет главного героя в той же квартире.
Что касается денег, то тут тоже никакой ясности нет. Они постоянно фигурируют в кадре, их зарабатывают и теряют, но в целом не деньги или отсутствие приводят героев к развязке, а их индивидуальное отношение к жизни.
Просто у всех трех персонажей идут самостоятельные и малоинтересные линии. Один работал, другой кайфовал, третий был "ни рыба, ни мясо", потом удачно женился, став рыбой и мясом одновременно. Точку соприкосновения между этими сюжетными линиями нащупать практически нереально, ведь, как было сказано выше, сценарий здесь настолько рыхлый, что в нем нет кульминации. Создатели картины оставляют главного героя в самый критический момент его биографии и... действие переносится в наши дни, где у всех все более-менее благополучно. Почему? Ну, потому, что главный герой - молодец, делает всегда правильный выбор и по-любому устроился в жизни. Да? Тогда зачем нужен был весь фильм?
Что касается визуальной составляющей фильма, то здесь команда Сатаева вновь играет на ностальгических чувствах, выхватывая уцелевшие после многочисленных акимов Алматы здания, наполняя кадр товарами канувших в Лету брендов, винтажной одеждой и машинами и прочей мишурой, которая заставит старшее поколение смахнуть слезу о днях давно минувших. Но это уже было в "Рэкетире" и "Районах".
В целом же ценность фильма "Бизнесмены" заключается в том, что, в отличие от авторов народной комедии, Сатаев показал, что такое на самом деле настоящий "бизнес по-казахски". Вся его суть заключается либо в обретении правильных родственников, либо в дружбе с олигархами. И это легальные схемы. Как тебе такое, Илон Маск?