Кросс-чек. Ерлан Карин о случае с Bek Air и авиационной безопасности
Вся моя лента до сих пор забита сообщениями и комментариями по поводу случившегося инцидента с бортом авиакомпании "Бек Эйр". Знаю, что все успели тут высказаться, даже более, но тем не менее хочу обратить внимание на один важный момент. По теме авиационной безопасности я хотел написать как раз еще на прошлой неделе, но все никак не было времени, поэтому все откладывал. Но случай с аварийной посадкой "Бек Эйр", думаю, дал серьезный повод для дискуссии по этой важной теме.
Неделю назад моя мама возвращалась из Актобе на рейсе "Бек Эйр". Самолет должен был прибыть в Астану примерно в 12 дня, но в справочной сказали сначала, что прилет задерживается на полтора часа, потом на час, в итоге самолет сел где-то около 16.00. Точно не помню, поскольку я сам был в командировке и отслеживал все по телефону. А вернувшись через пару дней в Астану, узнал, что борт, на котором летела мама, совершил в тот день аварийную посадку. Самолет кружил пару с лишним часов над Астаной, а затем бортпроводники приказали пассажирам сгруппироваться, прижав голову к рукам, и приготовиться к режиму аварийной посадки. На полосе их тоже встретила пожарная машина, их быстро вывели из самолета и все... Никто так им не объяснил, что случилось, лишь со слов техников они узнали, что произошел какой-то сбой в системе. Я прогуглил новости, информресурсы, однако упоминания о каком-нибудь инциденте не нашел. Заходил и на сайт "Бек Эйр", где также не было никакого сообщения. Этот момент мне кажется важным, что отсутствует объективная информация о подобного рода случаях, что пассажиры не могут знакомиться с уровнем безопасности той или иной авиакомпании. Поэтому уверен, что эти события есть свидетельства системного сбоя в работе компании. Поэтому должно быть тщательное разбирательство. А если разбираться дотошно и с широким обсуждением - уверен, обнаружатся проблемы и в работе других компаний и всей отрасли. Последние несколько лет эту сферу и так сотрясают различные скандалы, разбирательства, да еще и с публичными перепалками между самими чиновниками авиационного комитета. Ключевая проблема - это стандарты и кадры. Авиакомпании придерживаются разных стандартов безопасности. Нет, есть общие правила, но соблюдаются они по-разному. Что запрещено в компании "Эйр Астана", разрешено в "Скат" и "Бек Эйр". Почему иногда в плохих погодных условиях "Эйр Астана" отменяет рейсы, а "Скат" продолжает осуществлять рейсы? Потому что есть четкие стандарты, и если пилот "Эйр Астаны" не имеет соответствующей категории, он не имеет права сажать самолет при такой-то видимости. Поэтому иной раз к отмене рейсов надо подходить с пониманием, поскольку стандарты безопасности должны соблюдаться строго. Но даже в "Эйр Астане" меняются подходы - насколько знаю, пересмотрели время работы экипажа и бортпроводников. Раньше - лет десять назад - действовала одна эстафетная схема, когда бортпроводники и пилоты после некоторых часов полета, обязательно отдыхали, ночевали в городе прибытия, где их сменял другой состав. В последнее время бортпроводники часто в полете жалуются, что они уставшие летят с нами шесть часов, допустим, из Сеула в Астану, а потом из Астаны берут на борт других пассажиров и уже направляются в Алматы. А мы, новые пассажиры, начинаем потом еще и гонять их на борту как официантов. Могу ошибаться в деталях, но примерно такая ситуация. Тем более в "Эйр Астане" сейчас новая система подготовки пилотов. Это не так, как раньше, когда пилоты несколько лет проходили учебу в летном училище, потом осваивали одно судно, затем другое. Сейчас учеба занимает несколько месяцев. Плюс раньше наши суда проходили проверку и техобслуживание за рубежом, кажется, в Дубаи, а в скором времени мы планируем в Астане открыть свой региональный центр техобслуживания. Это хорошо, конечно, но опять вопрос о кадрах и системе контроля. Поэтому министерству, мне кажется, надо разобраться основательно. Со всеми. Поскольку гражданская авиация - это сложная система, где требуются слаженные действия самых разных служб - аэропорта в целом, наземных служб, диспетчеров, техников, пилотов и в некотором смысле и пассажиров, поскольку, видя, как наши люди сами игнорируют требования безопасности, сразу после посадки вскакивая за ручной кладью на полках, а бортпроводники пытаются их усадить безуспешно на места, понимаешь, что эту страну придется менять долго. Наверное, обращали внимание, что перед взлетом или посадкой часто старший из бортпроводников дает команду "кросс-чек". Это команда на "перекрестный контроль". Бортпроводник, закрывший дверь в одной части борта, идет проверять, правильно ли повернул ручку двери бортпроводник, закрывавший дверь в другой части борта. Вот нужно восстановить перекрестный контроль во всем.
P.S. Несколько лет назад, кажется, когда Обама только стал президентом, в США тоже произошел один инцидент, когда пассажирский лайнер в Нью-Йорке из-за аварийной ситуации совершил приводнение - пилот посадил самолет на Гудзон. Пилотов чествовали, встречали в Белом доме, а самолет, кажется, даже забрали в музей. Это была благодарность за их профессионализм.