Как помочь кондитерам?
На днях представитель АО "Рахат" рассказал о проблемах компании, главным социальным последствием которых стало то, что 500 человек отправили в неоплачиваемые отпуска. Основной причиной была названа подешевевшая из-за девальвации рубля продукция российских конкурентов. У меня, как у читателя, сформировался вывод, что надо срочно девальвировать тенге, чтобы помочь им. Иначе им будет хуже, и не только им.
Ряд аргументов, приведенных представителем "Рахата", достаточно спорный. Например, утверждение о том, что никогда не было такого, чтобы российская продукция на нашем рынке вдруг оказалась на 40 процентов дешевле. На самом деле, есть прецеденты. В июле 2008 года курс рубля укрепился до 23,3 рубля за один доллар, после чего начал быстро падать, достигнув 36 в начале февраля 2009 года - иначе говоря, состоялась девальвация на 55 процентов. Это, конечно, меньше нынешней динамики, когда курс рубля с 35 рублей за один доллар в июле 2008 года ослаб на 80 процентов на текущий момент. Но тогда возьмем другой пример - осенью 1998 года курс рубля резко упал на 400 процентов - с 6 до 24 рублей, правда, позже он укрепился до 21 рубля за доллар, но даже при этом девальвация достигла 350 процентов. Кстати, тогда даже такая рекордная девальвация рубля не помогла российскому производителю (см. таблицу 1).
Таблица 1. Производство шоколада и кондитерских изделий из шоколада в РК
Все же надо сказать, что в 1998 году был мощный спад по сравнению с 1997 годом (еще до девальвации рубля), но он был вызван отнюдь не конкуренцией со стороны российских производителей, которым резкое ослабление рубля лишь повредило, а в целом кризисом по стране - из-за него спрос населения резко упал.
Теперь возьмем статистику импорта - вряд ли шоколад относится к тем товарам, ради которых казахстанцы начнут сами массово ездить в Россию и покупать неофициально, поэтому ввоз по ним сохранится по официальным каналам. Так вот, за 2014 год объем импорта из России по позиции "Кондитерские изделия из сахара (включая белый шоколад)" сократился в тоннах на 1 процент, а по стоимости - на 12,3 процента, по позиции "Шоколад и прочие готовые пищевые продукты, содержащие какао" сократился в тоннах на 16,5 процента, а по стоимости - на 24 процента.
Есть еще другие спорные аргументы, но не будем на них останавливаться. Теперь зайдем с другой стороны - со стороны потребителя. Перед написанием этого текста я зашел в магазин и купил шоколад четырех производителей. Постарался из того, что было, купить наиболее схожие по параметру и весу позиции. Итак, я купил продукцию следующих компаний (чек сохранен):
Разница в цене - в пределах 7-15 процентов. Ассортимент конкурентов либо имеет меньший вес, либо меньшее содержание какао и так далее. Но ясно одно - они смотрят на ценовую политику АО "Рахат" и делают все возможное, чтобы потребителю предлагать продукцию по меньшей цене.
Теперь вернемся к аргументу о спаде деловой активности в экономике. Понятно, что из-за снижения цен на нефть бизнес начал сокращать расходы, в том числе на оплату труда, либо начал откладывать планы по их увеличению - в обоих случаях население начнет тратить меньше на товары, от которых в первую очередь отказываются во время кризиса. Более того, с октября по февраль была атмосфера сильных девальвационных ожиданий, который сейчас после объявления выборов ослабли. Если же будет объявлена программа действенных мер по дедолларизации, а затем еще введут "тенговую гарантию", то тогда девальвационные ожидания будут практически обнулены. Но это тема отдельного разговора. Сейчас же о том, что на фоне девальвационных ожиданий бизнес снизил деловую активность, выведя остатки наличности в доллары и намереваясь восстановить операционную деятельность сразу после девальвации, - это стало дополнительным фактором того, что расходы компаний сократились.
Другим фактором, снижающим рентабельность кондитерских компаний, является то, что на основные товары-ингредиенты, например то же какао, цены с конца 2013 года выросли на 80-100 процентов.
Все эти проблемы действительно вызывают снижение рентабельности, а значит, потребность в поддержке государства. Если говорить о первоочередной помощи, то здесь, конечно, речь идет о точечных субсидиях, что позволяет, не нарушая работу других сфер экономики и не снижая благосостояние населения, помочь конкретным предприятиям. Критерии поддержки - это уже детали, но в целом, эту помощь надо было оказать "еще вчера".
Эти субсидии позволят предприятиям выстоять то время, пока в России инфляция не догонит девальвацию, пока кризисные процессы не ослабнут и население не возобновит расходы в прежнем объеме, пока не будут развернуты более системные меры. Например, изменить налоговую политику для обрабатывающей промышленности таким образом, чтобы после достижения определенного объема производства уровень налоговой нагрузки падал - это будет стимулировать наращивание производства. Плюс можно возмещать предприятиям транспортные расходы при экспорте товаров. И, наконец, надо реализовать ряд мер в денежно-кредитной сфере, чтобы ставки по кредитам снизились до 6-8 процентов в целом по экономике и в первую очередь для обрабатывающей промышленности.