Как казахи стали все родственниками. Часть III
Друзья!
Продолжаем знакомство с традициями и обычаями наших предков из моей книги "Қарашаңырақ". Сегодня завершим рассказа о том,
Как казахи стали все родственниками
Часть III
А кому-то с родней везет. Тогда складывается второй тип отношений. Он встречается реже, а потому вызывает всеобщую зависть. И восхищение. Это когда "моя родня - лучше всех". На этот счет также существуют традиционные поговорки.
"Ағайының бай болса асағаның май болар" – "Коли родня у тебя окажется крутой, то будешь кататься всю жизнь как сыр в масле".
"Мал қонысын іздейді, ер туысын іздейді" – "Скотина ищет хлев, а настоящий мужик ищет родню".
"Туғаныңмен сыйыспасаң, кең дүниеге сыймассың" – "Если не сможешь ужиться с родственниками, то и целый мир покажется тебе тесным".
Конечно, рыба ищет, где глубже, а казах, где жирнее. Поближе к государевой службе, например. В госучреждениях и акиматах, в нацкомпаниях и министерствах. И это – естественно.
Как казахи стали все родственниками. Часть II
Случается так, что ему повезло, и он обустроил себе доходную норку в каком-нибудь приличном заведении. И сидит себе там, не потеет. И тут же к нему начинают подтягиваться многочисленные его родственники: дяди, тети, племянники, троюродные сестры жены двоюродного брата по материнской линии... Короче – самые близкие. Хозяин норки начинает строить из родственников оборонительные бастионы: рассаживает их по круговой на всякий случай. Те в свою очередь подтаскивают своих ближних, чтобы заполнить ими дыры в штатном расписании. Постепенно образуется клан. У нас принято называть это сообщество "командой".
Квалификация и служебные навыки тут не всегда играют решающую роль. Зачастую они и вовсе не требуются. Тут главное – преданность, основанная на крови. То есть – доверие. Хотя сегодняшние казахи в душе не доверяют никому. Иногда даже себе. Но родня есть родня. Это ж тебе не чужие люди с улицы. Вот и сидят. А работу делает какой-нибудь чужак – головастик с настоящим дипломом. Или чудак-трудоголик, которого действительно интересует результат. Все остальные имитируют деятельность. Поэтому дела у нас на госслужбе продвигаются в целом ни шатко, ни валко. Потому что государственную работу у нас делают, в основном, родственники, а не специалисты.
Государственная кормушка – это как безразмерный казан. Возле него кормится огромная армия откровенных прохиндеев, безнадежных временщиков и крохотный отряд подлинных работяг, образованных профессионалов, болеющих за дело. Это два совершенно противоположных лагеря. И все же у них есть кое-что общее. Мало среди них найдется таких, кто устроился на свое место без помощи родни.
Как казахи стали все родственниками. Часть I
При другом раскладе, если не получается по государственной линии, наиболее отчаянные идут в бизнес. И всегда в том или ином клане найдется один такой арыстан, один такой қасқыр, который "схавает" всех, порвет и заберется на самую вершину пищевой пирамиды. Он пробьется, преодолеет, перетерпит всю свою долю унижений, но в итоге победит и станет царем зверей. (Не обязательно львом: у крыс тоже есть свои крысиные короли.) И у него будет все: свой самолет, своя яхта, свои дома, свой ресторан, свой магазин и своя заправка. И опять же своя многочисленная родня. Куда ж без нее? Родственники облепят его со всех сторон, и он, как ледокол, пробивающий дорогу в торосах, потащит всех остальных буксиром по этой жизни. И – что характерно – будет он делать это добровольно. Без жалоб и претензий. Никто его не будет подгонять или заставлять. Он потащит, как послушный вол. Как самый выносливый верблюд во главе каравана. И это тоже добрая старая казахская традиция, доставшаяся нам в наследство от дедов.
Почему так?
Потому что: "Жақыныңды жат етсең жатқа күлкі боласың" – "Будешь сторониться родни, враги засмеют".
"Ағасы бардың жағасы бар, інісі бардың тынысы бар" – "У кого есть старший брат, у того есть опора. У кого есть младший, у того есть подмога".
"Ағайын тату болса ат көп, абысын тату болса ас көп" – "Там, где братья в мире, скота много. Там, где невестки в мире, дом – полная чаша".
Но опять же – это очень хрупкий мир. Ненадежный. Его легко разрушить. Он все время балансирует на грани войны и мира.
Дело в том, что родственников много, а арыстан – один. И всем не угодишь. И все ведут заочный подсчет. У всех имеется калькулятор и перечень услуг. Случается так, что арыстан по широте душевной подарил кому-то на свадьбу машину. А кому-то ковер. Вот этого ему уже не простят. Я имею в виду тех, кто остался с ковром. Те, кто ездит теперь на новой машине, конечно, возрадуются. И это породит тектонический разлом в отношениях. Мгновенно обнажатся конфликтные зоны. И теперь уже родня с ковром не пойдет в гости к родне с машиной. Патаму што! И вроде бы изначально помыслы были чисты, но казахскую родню подводит трактовка. И так будет до тех пор, пока арыстан не уравняет ту же родню, но уже в обратных пропорциях.
В каком-то смысле эту нехитрую структуру можно перенести на ту, что существовала в незапамятные времена. Вернее, ту – старую, на нашу – сегодняшнюю. Когда бай – председатель кондоминиума (акимчик, замакимчика, прокурор, адвокат, присяжный заседатель), отец и бог. Так вот: модель осталась прежней, просто она видоизменилась. Есть центр притяжения – арыстан, и есть все остальные.
Конечно, не все так просто. И банально. Всякие взаимоотношения зависят от атмосферы в каждом отдельно взятом клане. Но я говорю о типичном. О том, как оно складывалось в течение веков и как оно выглядит теперь.
В этой связи мне интересно другое – а как оно так сложилось? И по какой такой причине, преобразовавшись, приобрело столь устойчивую форму?
Понятное дело, раньше без родственников в степи прожить было невозможно. Поэтому в степи бытовал мушкетерский кодекс: один за всех и все за одного. И было единство, была общность. В первую очередь – общность интересов. Поэтому раньше в степи не было заборов. Потому что за ними нечего было прятать. Всем было видно, как ты живешь.
Нынче – время другое. И отгораживаться от людей, прятаться и прятать стало делом обычным. И нынче, чем выше заборы, тем лучше соседи. Вроде так говорят англичане? Родственники по большей части стали в тягость. Зачем они, правда? В особенности, если от них никакого толка. А так – им лишь бы праздники бесконечные, тои да юбилеи. А люди давно уже поняли: "Пировать приходят чужие, а горевать – свои". Поэтому лучше с друзьями. Они ближе. С ними проще. Они рядом и в беде, и в радости. "Досты періште қосады, құданы құдай қосады" – "С другом сводит ангел, а со сватом – бог". "Жолдасы көптің олжасы көп" – "Чем больше друзей, тем больше прибылей".
А еще лучше – с партнерами. Они со временем станут друзьями. Ну или займут место друзей. Какая разница? Сейчас ведь больше дружат по интересам и по необходимости. Сама дружба стала теперь другой. Просто жизнь сама диктует свои приоритеты и выстраивает свои формы взаимоотношений. И традиционные установки претерпевают коренные изменения. Они вроде местами действуют, а местами нет. Все зависит от контекста. А в целом так: "Күштіде тәңірі жоқ" - "Сильному бог не нужен". А если ему сам бог не нужен, то зачем ему родня? Если понадобится, он сам выберет себе родню и с ней породнится. Потому что: "Бай бауырын танымас, сауда досқа қарамас" - "Богатство не признает братства, а торговля – дружбы". Такова сегодня модель взаимоотношений с родственниками. И, наверное, это закономерно. Потому что богом стала – выгода. Интерес. Даже сам бог превратился в элемент торга и стал частью большого бизнеса. И ничего с этим не поделать. "Какое время на дворе, таков мессия".