Как казахи построили свой космос
Друзья!
В новой главе моей книги "Қарашаңырақ", посвященной традициям и обычаям наших предков, поговорим о том,
КАК КАЗАХИ ПОСТРОИЛИ СВОЙ КОСМОС
Теперь самая пора поговорить о казахском космосе. О теме бесконечности и бесконечной теме. О сочетании романтизма с практицизмом. Об архитектурном лаконизме и божественных инженерных просветлениях. То бишь – о юрте.
Ну что можно сказать нового о юрте? Все ведь в курсе. Это небольшой такой передвижной домик. В нем жили кочевники.
Правильно. Но это слишком простое объяснение. Узкое. Оно явно нуждается в дополнениях.
Юрта – это, прежде всего, визуализированное представление степняка о космосе. Его модель мироустройства. Его Вселенная. Его компактная упорядоченная фантазия на тему бытия. К тому же надо учитывать, что степняк по своей природе философ. И это логично. Дорога располагает к раздумьям, а кочевник все время в пути. И вот пока он ехал, он размышлял. Он вглядывался в окружающее его пространство и однажды решил своровать у природы ее лучший проект. И у него получилось. Он смастерил себе дом из подручных средств: без стекла и бетона, без цемента и кирпичей, без арматуры и алюкобонда. Она ведь только на первый взгляд хаотична, природа имеется в виду. На самом-то деле в ней присутствует неповторимая внутренняя гармония. Свой незыблемый порядок. И уют.
Вообще, казахи не говорят – "юрта". Мы говорим – "киіз үй", то есть войлочный дом. Или просто – ұй. Когда-то нас так и называли – "народ войлока". И мы на собственном примере показали всему миру, что юрта на сегодня, пожалуй, самый экологичный вид жилья. В основе его биологически чистые материалы: дерево и шерсть. Больше ничего. Никакого тебе железа, никаких гвоздей, никакого цемента, бетона, арматуры, никакой штукатурки и прочей малополезной ерунды.
Само слово – юрта, скорее всего, произошло от тюркского "юрт". Что в данном контексте не означает напрямую "народ". Тут больше в значении – земля, стойбище. Казахский эквивалент – жұрт. Отсюда и атажұрт – земля отцов.
С юртой у казаха связано множество ассоциаций. Сравнений. Легенд и историй. Существуют сотни пословиц и поговорок. Сказок. И это тоже вполне объяснимо. Поскольку юрта – центр мира. Крохотная точка в бескрайнем просторе. Да и сам степняк – отдельная точка. Не случайно иносказательно казахи называют себя "қара домалақ" – черный кругляшок (шарик, катышек).
Юрта – это крохотная модель мироздания. Чтобы ее построить, первым делом брались за дверь – есік. Ее еще любовно называют сықырлауық. Буквально – "скрипучка". Часто ее покрывали специальным орнаментом, украшали резьбой, чтобы она выглядела привлекательно и радовала глаз. Чтобы каждому проходящему мимо путнику захотелось бы заглянуть внутрь.
Порог у казахов (босаға, ақбосаға, алтын босаға) считался священным и воспринимался как граница между родным и враждебным, между своим и чужим, между внутренним и внешним. Согласно древним поверьям, на пороге (и под порогом) располагался хранитель жилища. Дух предков. Он как бы защищал обитателей дома от всего дурного. Поэтому нельзя было наступать на порог, стоять на нем или сидеть. Особенно ругали за это детей: считалось, что если они будут так делать, то потеряют родителей.
В старину порог дома смазывали маслом, а косяки дверей – жиром. Чтобы дом не покидал достаток и благополучие. Доброе пожелание до сих пор выражают фразой: "Босағаң берік болсын!" - "Пусть будет крепким порог твоего дома!"
Считалось хорошим знаком, если гость спотыкался о порог, входя в дом. И плохим, если он спотыкался, покидая его. За этим очень следили и выходящих стариков всегда поддерживали под руки.
Специально наступали на порог, если хотели оскорбить. Или же выразить обиду. Тем самым как бы давали понять, что больше никогда не переступят порог этого дома. Во как! И не нужно было никаких лишних слов: наступил на порог и ушел.
Кстати говоря, у казахского дома множество иносказательных названий. Одно из них мне очень нравится – "қара шаңырақ" – отчий дом. С одной стороны, шаңырақ – это купольное отверстие, символическое изображение солнца, а с другой – святыня. "Шаңырағың биік болсын!" - говорят. Это иносказательное пожелание. Если переводить буквально, то получится: "Да будет высоким купол (крыша) твоего дома". Но имеется в виду другое: "Да не покинет твой дом удача и радость!"
Если кто-то женился и только что создал семью, говорили: "шаңырақ көтерді" - "поднял шанырак".
Если же, наоборот, произошло горе: семья распалась, род прекратил существование или еще какая напасть приключилась, то говорили: "шаңырақ құлады (қирады)", "шаңырақ ортасына түсті". То есть упал шаңырақ, рухнул. Поэтому шаңырақ - это не просто верхний остов дома, архитектурная деталь. Это еще и глубокое философское понятие. Смысловое. Сакральное. Ни в коем случае поэтому нельзя было пинать шаңырақ, бить его кнутом или плетью. Это расценивалось как вызов или оскорбление. И чем древнее был шаңырақ (а казахи любят все "удревнять", особенно собственную генеалогию), тем он более почитался. Поэтому его и называли "қара шаңырақ", то есть черный. Прокопченный. Ведь со временем он и на самом деле темнел. Следовательно, он видел и пережил несколько поколений.
Шаңырақ передавали по наследству. Как правило, он доставался самому младшему в семье – кенже, поскольку он оставался со стариками и становился хозяином – отбасы – Большого дома (Үлкен үй). Так, кстати, казахи называли родительский дом.
Что характерно: строить дом считалось не мужским занятием. Обычно юрту собирали женщины. Двое-трое могли поднять ее в среднем за час с небольшим. Лишь иногда им помогали мужчины – подержать шаңырақ на бакане (бақан). Это такой шест. Там нужна была сила.
Шаңырақ поддерживают по кругу жерди – ұық. Они ассоциируются с лучами солнца и вдеваются в отверстия шаңырақа, образуя небесный купол.
Купол, в свою очередь, накрывается войлочным полотном – тұырлық.
Затем уже приступают к стенам – кереге. Это решетчатые секции. Их еще называют "крыльями" – "қанат". Их бывает разное количество: от четырех до шестнадцати. В зависимости от амбиций и "крутизны" хозяина. Если ему хотелось пожить в юрте улучшенной планировки, то он ставил себе домик побольше. И поширше. Правда, без пентхауза.
Существует пожелание: "Керегең кең болсын!". То есть "пусть стены твоего дома будут широкими!". И дело тут не только в квадратных метрах. Смысл в том, чтобы в доме было много детей и имущества. Богатства. Для всего этого понадобится приличное пространство, так ведь? А неимущим и бездетным зачем просторная юрта? Хватит и малой.
Если же у счастливчика было несколько жен, то он каждой отводил по юрте, и все жили обособленно. У каждой была своя жилплощадь, свое отдельное хозяйство и свои дети. Очень удобно. И никаких ссор, никакой дележки.
Когда каркас юрты полностью собирался, шаңырақ накрывали плотным сдвоенным полотном – үзік.
Далее уже занимались внутренним убранством. Застилали земляной пол, утепляли его коврами и текеметами, заносили мебель: кровати, сундуки, шкафчики, различные подставки, корпешки, подушки, постельные принадлежности... Скарба у кочевника было великое множество, и у каждой вещи было свое название. Многим названиям нет эквивалента в других языках. И это тоже объяснимо. Да и самих разновидностей юрты было больше десятка. Могу навскидку привести несколько: абылайша, ақтағыр, жаппа, жолым үй, қара құрым үй, қараша үй, орда, отау, тоңқайма... и т.д. Они все разные и по конструкции, и по назначению, и по внешнему виду, и по деталям. На русский язык все эти названия тоже не переводятся. Можно лишь объяснить, в чем их различия.
Словом, юрты были разные. Они говорили о достатке хозяина и о его положении. Были юрты бедноты. Черные, дырявые, закопченные. Были и царские палаты. Огромные, белые, набитые разным добром. Были праздничные. Развернутые к разным торжествам...
Пространство юрты делилось на мужскую и женскую половины. Справа на подставке висело седло и конская сбруя – следовательно, это мужская сторона. А слева хранилась посуда и всякая кухонная утварь. Женская, значит. В центре этого маленького космоса был установлен ошақ (очаг). Зимой он находился в центре юрты. Летом – снаружи. Его еще называли "жер ошақ" - "земляной очаг". Это тоже не просто огонь или плита для готовки пищи, а – символ. Примерно такой же, как и шаңырақ. Считается, что "отан ошақ басынан басталады". То есть родина начинается с очага. Поэтому, выражая добрые намерения, говорят: "Ошағың өшпесін, отың өшпесін". То есть "пусть огонь в твоем доме горит всегда, пусть он не гаснет". Поэтому под золой всегда тлел уголек. Хозяйка строго следила за тем, чтобы он не погас.
За очагом, напротив двери, располагался хозяин. А когда приходил гость, его усаживали рядышком, на почетное место – төр.
На описание всех прочих деталей уйдет слишком много времени и места. Скажу лишь, что юрта – фантастическое изобретение. Ноу-хау, которое пережило века. В ней тепло зимой и прохладно летом. В ней уютно и комфортно. Она очень функциональна. Она максимально приспособлена к кочевой жизни. Понравился, скажем, тебе пейзаж, ты можешь взять и перетащить туда свой домик. И живи себе, наслаждайся видом. А как ты перетащишь средневековый замок? Или современный особняк?
Еще из опций.
У юрты нет окон, поэтому у степняка был острый слух. Он мог определить по топоту копыт, с какой вестью приближается к его дому всадник. Или же определить по шагам, какой к нему идет человек. Какие у него намерения. Вообще степняк мог по шороху травы и звуку ветра понять, какой будет погода в ближайшие дни.
Между прочим, совсем не случайно юрта имеет округлую форму. Издали она похожа на перевернутый казан. А еще – на игрушечную модель земли с накрывающим ее куполом неба. С практической точки зрения именно такая форма помогала юрте сопротивляться постоянно дующим в степи ветрам.
В наше время юрты имеют больше декоративное значение. Их разворачивают в музеях или же используют в туризме. Но в степи, вдали от городской жизни, обычными юртами еще широко пользуются в быту. Правда, они теперь напичканы спутниковыми антеннами, дизельными двигателями, электричеством, современной мебелью и электропечами вместо очагов. Но сути своей юрта не поменяла. Она по-прежнему является удобным и лаконичным жилищем.
Что любопытно: когда-то наши дальние родственники – американские индейцы – попытались повторить наш опыт и сконструировать нечто подобное. Правда, у них ничего не получилось. Вернее, получилось, но, как бы это помягче сказать… Короче, получилось то, что получилось и о чем в известном мультике один известный персонаж сказал "фигвам". Так вот, "ихний фигвам" на фоне нашей изумительной юрты явно проигрывает. Согласитесь. Ну что это такое в самом деле? Какая-то недоделанная пирамида. Сверху торчат уродливые штыри. Да и вообще он какой-то несимметричный, этот "фигвам". Купола фактически нет. Шанырака тем более.
А вы дверь "ихнюю" видели? Разве это дверь. Дырка какая-то, прикрытая пологом.
То ли дело наша юрта. И по форме, и по функционалу…
Потом северные народы долго думали над своим проектом. Они тоже попытались слямзить у нас. Они даже из льда слепили юрту. Выпилили из льда кирпичи и сложили стены. Но как жить в ледяном домике? Красиво, конечно, но в майке не походишь…
Отсюда вывод: только у нас, у казахов, получилось все так красиво и замечательно. Что ни дом, то яичко. Беленькое, гладенькое…
Ну и напоследок.
Сколько лет юрте – никто точно не знает. Сведения разнятся. Кто-то пишет, что ее строили еще андроновцы, а это примерно 11-12 век до нашей эры. Другие пишут, что юрта появилась позже – в 13 веке. Мне, конечно, хочется "удревнить" ее рождение – потешить, так сказать, свое национальное самосознание. Но с другой стороны, какая разница кто и когда ее придумал? В любом случае это был – гений. И он был – протоказах.