Истории в цифрах
Наши мудрецы говорили: "в мире нет ничего, сотворенного без счета". И дело не только в арифметике, сами цифры тоже могут многое рассказать о том, что происходит и чего ждать в будущем. Так что давайте посчитаем прошедшую неделю.
Современный Казахстан в эти дни отметил двадцатилетний юбилей независимости. Поисковые системы украсили свои интернет-страницы государственным флагом нашей страны. В далеком Брюсселе захотели переодеть в казахский национальный костюм знаменитого "писающего мальчика". А в Астане появилась Триумфальная арка - как раз 20 метров высотой. Почему она в ширину именно 13 метров никто не говорит, но какой-то смысл в этом, наверняка, тоже есть. Или будет найден позже.
Третье десятилетие независимости начинается для Казахстана выборами в мажилис и маслихаты. Основная борьба еще впереди, но первые цифры позволяют уже сегодня заглянуть в будущее. И хотя выборы пройдут в январе, как не вспомнить здесь древнюю народную мудрость: "О лете зимой думой, да не раз, а трижды подумай". По данным ЦИК, на один депутатский мандат в мажилис нацелились по четыре человека. Как выглядит среднестатистический кандидат? Мужчина 54-х лет с высшим юридическим или экономическим образованием.
Интересную картину представляют и список кандидатов в городской маслихат Алматы. Возраст претендентов председатель городской избирательной комиссии считал от рубежа в 30 лет: 26 человек моложе, 175 - старше. То есть, в целом, похоже, ситуация мало чем отличается от республиканской. Любопытно что показала статистика по графе "род занятий". Основная часть кандидатов - коммерсанты, их почти половина. Что подвигло алматинских бизнесменов организованно двинуться на выборы? А противостоять им будут работники госучреждений (30 человек), 19 безработных (ну, с этими давно все ясно, они всегда путают избирательные списки с очередью на бирже труда). И самая загадочная категория граждан, обозначенная в документах избиркома как "другие" - 62. Собственно, это и есть суть любых выборов - присмотреться к другим, разве нет? Как говорится, "цену старому жилью после переезда узнаешь".
Новым маслихатам предстоит решать много непростых задачек. Для павлодарцев, например, приготовлена сложнейшая головоломка: как сократить очереди в камеры заключения? Там полицейские предлагают кухонным дебоширам и нетрезвым водителям, получившим судебные решения, записываться в очередь для отбывания наказания. Как говорится, мест нет, ждать арестантам приходится по полгода. И не выхода на свободу, а совсем даже наоборот - посадки. За порядком следят сами правоохранители. Очевидно для того, чтобы кто-нибудь не пролез в камеру на отсидку без очереди.
- Все административно арестованные заносятся в специальный журнал и, соответственно, ожидают своей очереди, - рассказывает старший помощник прокурора Павлодара. - После решения суда, ориентировочно где-то через полгода, когда приходит очередь административно арестованных, они только потом помещаются непосредственно в спецприемники.
Пробую представить как это происходит в Павлодаре. Нарушители сами интересуются ходом продвижения очереди?
- Алло? Салам. У меня 15 суток за езду в нетрезвом виде, долго еще ждать? Почему? Вон сосед на два дня позже получил срок за семейное хулиганство и уже сидит, а я чем хуже? А если договоримся? А сколько это будет стоить? Так я подойду завтра с утра? Ну, вот это другой разговор. Спасибо, не забуду вашу доброту.
Ну, и компанию хорошую можно для отсидки загодя подобрать. Не зря ведь старики учили: "когда сосед по душе, и в тесном дворе просторно".
Попытка сократить другую очередь - из желающих добраться от Шымкента до Алматы не удалась железнодорожникам. Пассажиров активно зазывали на новый маршрут под номером 5960 , но откликнувшихся на призыв ждали большие неприятности. Как говорят знающие люди, "отправляясь в путь на день, бери запасы на три". Ехать пришлось без отопления, освещения, без постельного белья, да еще и в грязных вагонах.
- Когда мы покупали билеты в кассе, - вспоминают пассажиры, - нам сказали, что поезд люксовый, первый раз едет, что он комфортный. Нас отправили в холодном поезде, грязном, без постели, ужасно, без света, мы намучались и приехали. Возмущению нет предела.
В компании "Казтрансгрупп", которая отвечает за новый рейс, поначалу пообещали все исправить. Как-то даже не совсем понимая, за что на них жалуются люди. Хотели доехать от Шымкента до Алматы? Доехали. Тогда в чем вопрос?
- Ну, маленькие недостатки всегда бывают при начале работы. Недостатки будут устраняться, я считаю, что этот маршрут будет одним из лучших маршрутов по направлению Шымкент - Алматы.
Железнодорожники поначалу этот скандальный рейс назвали "первой ласточкой". Но вторая не прилетела совсем, на следующий день поезд 5960 в путь не вышел. Кассиры долго оправдывались перед раздраженными пассажирами, но на самом деле еще легко отделались. В оные времена им бы все это с рук не сошло. Почему? А вы еще раз посмотрите на номер рейса. Сложите цифры в нем. Сколько получилось? Идеологическая диверсия? Шутка, конечно, но прошедшая неделя, на примере Южно-Казахстанской области, еще раз показала нам как внимательно надо относиться к цифрам.
21 - столько жалоб поступило в местное РайУНО на самоуправство директора школы Алмалы. Результат - 0. Точнее, результатом стало еще одно незаконное решение: отправить учителей на заготовку дров. И хоть говорили предки, что "излишняя осторожность лишний раз беду отводит", но подчиненные ослушаться не посмели, хотя и пытались возражать:
- Мы ей до этого говорили, что там гололед, дорога вся в ухабах. У нас колесо лопнуло, и машина с обрыва трехметрового упала.
Семеро попали в больницу, пятеро остались на лечении дома. Один преподаватель погиб. У молодого педагога, приехавшего в село по программе "с дипломом в аул", остались сиротами трое маленьких детей. Вот такие цифры. А начиналось все, вы помните со счета "21-0. В народе по этому поводу говорят так: "остерегайся слепого и глухого: один не видит чужие слезы, другой не слышит плача".
1725 - это код жуткой истории в Алматы. 1725 граммов - вес новорожденной девочки, которую врачи "скорой помощи" ошибочно посчитали мертвой. Загрузили тельце в полиэтиленовый пакет и повезли оформлять бумаги. Спас ребенка отец:
- Отсюда врач вышел и говорит: в пакете что? Фельдшер говорит: там мертвый ребенок. Я тогда узнал, что ребенок находился в пакете. Я видел, на полу он лежал в "скорой". Я потом хотел попрощаться с ней. Она маленькая, семимесячная. Я на руку положил, на ладонь. А там сердцебиение стучит мне прямо в руку. Я сразу говорю: она живая. А мне говорят: нет, не может быть.
И хоть говорят в народе, что "одетый в рубище вернется хоть откуда, одетый в саван не вернется никогда", это - слава Всевышнему! - был не тот случай. Сейчас доктора говорят, состояние девочки внушает надежду - выживет. Так что спасибо ее отцу и судьбе, что годовщину своей независимости страна встретила с еще одним новым гражданином. Говоря языком цифр, плюс один.
С праздником всех нас!